Слово випассана (или випашьяна на санскрите) означает «прозрение», «видение вещей такими, каковы они есть». Випашьяна (наряду с практикой шаматхи (саматхи) — сосредоточения ) это ключевой элемент буддийской практики, направленные на непосредственное постижение природы феноменального опыта. В настоящее время, существуют различные школы и направления медитации имеющие разные подходы к преподаванию випассаны, как имеющие древние корни, так и современные интерпретации. В этой статье мы рассмотрим ключевые методики преподавания випассаны, их особенности и различия.

Випассана в наследии тхеравады.
Это направление буддизма претендует на самую высокую аутентичность и использует Палийский канон, записанный в 1 в. до н.э. Однако в практике медитации ключевым для данного направления является трактат Виссуддхимагга, написанный на Цейлоне в 5 в. н.э. Помимо Шри-Ланки данное направление буддизма ныне максимально широко представлено в странах ЮВА. Две наиболее влиятельные традиции, оформившиеся в XX веке, происходят из бирманского направления тхеравады. Это методики медитации Гоенки и Махаси Саядо. Созданы они были специально для приобщения к медитации широкого круга мирян (даже не обязательно буддистов). Несмотря на общие истоки, между ними есть значимые различия (и это не только техника медитации анапанасати):
Метод випассаны Гоенки, унаследованный от учителя У Ба Кхина, опирается на сканирование телесных ощущений с целью прямого наблюдения непостоянства (анитья). Практика строится на строгом соблюдении дисциплины (шилы) и развитии концентрации (медитация шаматха). Формат ретрита декларируется как светский и знакомит с буддизмом только в интерпретации Гоенки. Различные психические состояния рассматриваются только через их физические корреляты (связанные с ними физические ощущения). Собственно, главным в процессе 10-дневного ретрита випассаны становится бесстрастное наблюдение боли, вызванной длительной (час-полтора) неподвижностью в позе сидя на полу. Разотождествление с болью в процессе сканирования приводит к смене её на приятные «энергетические» ощущения, кульминацией становится переход к практике метта-бхавана – пожеланию блага всем живым существам.
Метод випассаны Махаси Саядо основан на внимательном наблюдении за телесными и ментальными процессами с использованием техники отмечания (noting). Практика начинается с осознанности дыхания, затем внимание переносится на движения живота, телесные ощущения, эмоции и мысли. Чередуются сессии сидячей медитации и медитации в ходьба по 45-60 минут и так с 4-5 утра до 9-11 вечера. Главное здесь это непрерывное сохранение осознанности (включая еду и мытьё посуды).
Особое внимание уделяется стадиям развития прозрения (ньяна), восходящих к трактату «Висуддхимагга» и ранним каноническим текстам.

Суммируя, можно обозначить следующие основные различия:
- Методики медитации
Гоенка (Випассана по У Ба Кхину):
Методика медитации: Випассана, основанная на сканировании тела.
Начальный этап: медитация Анапанасати (наблюдение дыхания у входа в ноздри и области под носом) для развития концентрации.
Основная техника: Осознание физических ощущений через пошаговое сканирование тела с равностным (уппекха) отношением ко всем возникающим и фиксируемым ощущениям.
Цель: Прямое переживание анитьи (непостоянства) через телесные ощущения.
Конечный этап: Медитация любящей доброты (Метта) в варианте метта всем живым существам.
Махаси Саядо:
Методика медитации: В медитации упор делается не на сосредоточение (шаматха/саматха), а на развитие сатипаттханы — четырёх основ осознанности:
Тело (кальяна): дыхание, движения, позы, ощущения.
Ощущения (ведана): приятные, неприятные, нейтральные.
Сознание (читта): состояния ума.
Объекты ума (дхамма): мысли, эмоции, ментальные явления.
Начальный этап: Анапанасати — осознанность дыхания в области живота (вдох-выдох и движение живота), сразу сопровождаемая ментальной маркировкой (медитацией ноутинг).
Основная техника: Устная ментальная фиксация: наблюдение за возникающими феноменами с ментальным ярлыком (например: «вдох», «подъём ноги», «опускание ноги», «слушаю», «думаю», беспокоюсь, испытываю боль и т.д.
Цель: Наблюдение всех проявлений ума и тела с целью постижения трех характеристик (аничча, дуккха, анатта).
- Стиль ретритов випассаны и преподавания
Гоенка:
Обычны десятидневные ретриты с очень строгой структурой (расписание, молчание, отсутствие визуального контакта между участниками, половая сегрегация). Возможны и сокращённые ретриты и длительные, 10 дней и более.
Преподавание ведётся через аудио и видеозаписи самого Гоенки. Личное руководство отсутствует.
Нет кастомизации (практики под конкретного ученика).
Метод одинаков для всех, независимо от уровня подготовки, психотипа и общего состояния психики.
Махаси Саядо:
Ретриты различной продолжительности, от нескольких дней до нескольких месяцев с индивидуальными интервью и поддержкой наставника.
Наличие учителей, дающих обратную связь, ежедневные вечерние интервью.
Индивидуальный подход: учитель может адаптировать рекомендации в зависимости от прогресса ученика.
Большой акцент на интенсивность практики (часто 20+ часов в день) и внимание к мельчайшим движениям ума и тела.
- Отношение к джханам (состояниям глубокой концентрации)
В обеих традициях джханы как глубокие состояния самадхи не являются обязательным условием прозрения.
На ретритах по Гоенке джханы напрямую не преподаются совсем. Основной акцент — развитие концентрации достаточной для практики випассаны. Знакомство с первыми лёгкими джханами (упачара-самадхи) может происходить спонтанно на завершающем этапе ретрита.
В центрах Махаси допускается использование лёгких джхан (обычно 1-2) как платформы для випассаны, но вообще акцент делается на мгновенной концентрации на феномене, а не на устойчивом состоянии саматхи (концентрации). Шкалой продвижения в практике у Махаси Саядо (в соответствии с классической тхеравадой) служат 16 ньян:
- 1-3 понимание непостоянства и неуправляемости психических и физических феноменов
- 4 – радость от прозрения/понимания (лёгкость, радость, блаженство – достижение первых «лёгких джхан)
- 5-8 – переживание страдания и отвращения (дуккха), жажда освобождения
- 9-10 усилие, направленное на освобождение
- 11-12 достижение равностности
- 13-16 надмирные стадии, переживания «пути и плода» (магга-пхала), прикосновение к «ниббане», осознание переживания.
На русском языке с традицией Махаси Саядо можно познакомиться в Таиланде в центре випассаны Northern Vipassana Center (Wat Chom Tong, Чианг Май). Ретриты от одной до трёх недель. Школа Гоенки имеет свои центры випассаны в России.
Тайская лесная традиция випассаны
Третьим широко известным хотя и менее распространённым методом випассаны может считаться Тайская лесная традиция

В традиции тайского лесного монашества, восходящей к Ачану Муну, упор делается на сочетание строгой аскезы, развития устойчивого самадхи и внимательности к уму. Её можно считать частью традиционной тхеравады с акцентом на аскетические практики: в центре випассаны в Таиланде учеников ожидает проживание в лесных хижинах, питание раз в день, строгое выполнение предписаний монашеского устава (виная-питака) и морально-этическую составляющую. Постоянная осознанность (наблюдение ума и физических действий и ощущений без маркировки) в процессе обычной хозяйственной деятельности в монастыре даже важнее формальных практик (утренней, дневной и вечерней сессий сидячей медитации и пения сутр).
Формат ретритов:
Как правило, длительные уединённые ретриты в центре випассаны в Таиланде. Структура менее формализована, упор делается на непрерывность практики и наставничество.Продвижение оценивается по устойчивости внимательности, отсутствию цепляний (раздражения, жалости с себе и т.д.) и глубине проникновения в природу ума и феноменов.
На русском языке в Таиланде проводятся недельные ретриты випассаны в центре Dipabhāvan на Самуи
Как и другие школы традиционной тхеравады лесная традиция признаёт важность джан (джхан) в буддизме. Речь идёт о глубоких джханах, в которых присутствует осознание своего состояния, но отсутствует мышление, анализ, восприятие окружающего. Состояние джханы завершается переходом к практике випассаны, когда становится возможно прямое наблюдение за умом и телом (в обычном спокойном состоянии ума или в лёгкой джхане), осмысленное переживание трёх признаков бытия, взаимозависимого возникновения, 4 благородных истин.
Саматха Випассана Метта бхавана школы Суттавада.
На другом фланге постхеравадинской традиции находится методика американского монаха Бханте Вималарамси (также обучавшегося в Бирме, а затем в Малайзии). По времени возникновения она самая поздняя (самое начало 21 века) и дальше всего ушедшая от материнской школы. Вималарамси счёл необходимым отказаться от авторитета Виссуддхимагги, и опираться исключительно на Палийский канон (Сутта-питаку, конкретно на Маджхима-Никаю). Практикующим он предложил методику «Шесть Р» (Recognize, Release, Relax, Re-smile, Return, Repeat), акцентируя внимание на расслаблении, мягкости и радости как средствах достижения устойчивой самадхи и прозрения. Основной практикой является метта-бхавана. Метод в целом получил название Медитации Безмятежной Мудрости (Tranquil Wisdom Insight Meditation, или T.W.I.M.)
10-дневныйе ретриты випассаны по T.W.I.M. далеко не столь аскетичны (медитация сидя на стульях, меню не обязательно вегетарианское, отсутствует половая сегрегация).
С самого начала и до конца ретрита практикуется медитация метта (затем также анапанасати). Что любопытно, последовательность стадий метты очень похожа на изложение Виссуддхимагги. Пять уровней медитации метты:
- Метта к себе
- К другим (друзьям, нейтральным, трудным людям)
- Нейтральная радость
- Беспричинная доброжелательность
- Всепроникающее состояние сияющей доброты
Ретритах випассаны по методике Бханте Вималарамси медитация метта практикуется в варианте с брахмавихарами и состоит из 4 этапов:
- Метта к себе
- Метта к духовному другу
- Метта к другим (друзьям, родственникам, нейтралам, недругам)
- Метта в 6 сторон (всем живым существам)
Эти уровни связаны с джханами осознавания (джханы поглощенных состояний Вималарамси отрицал как привнесённые в буддизм извне) и параллельно с продвижением в брахмавихарах (метта спонтанно переходит в сострадание и сорадование – каруна и мудита, а затем в глубокий покой (упеккха).
На стадии арупа-джхан (5-8) происходит переход к практике, собственно, випассаны (поскольку в джханах осознавания ментальная активность не прерывается). Исследуются три признака бытия и взаимозависимое возникновение.

Во всех школах связанных с тхеравадой ключевым является момент практики именуемый мага-пхала – следующий за полной приостановкой работы сознания (ниродха) момент, когда все 8 стадий благородного пути актуализируются одновременно и наступает состояние полного покоя (собранный ум), ясности, радости и прозрения в не-я и взаимозависимое возникновение. Считается, что в этот момент «клеши» разряжаются и происходят качественные изменения, сохраняющиеся в обычной жизни – практик становится благородной личностью (арья) на одной из четырёх ступеней освобождения (этапы просветления) вплоть до араханта/архата.
Методики школ Махаяны и Ваджраяны.
Рядом особенностей отличаются школы связанные с буддизмом махаяны (и ваджраяны).
В основе их лежат махянские (прежде всего праджняпарамитские) сутры (1-5 вв. н.э.) и тантры. В качестве базиса практики обычно используется модель «Тропа шаматхи» Асанги (4 в.), иллюстрируемой по типу «картинок с быком/слоном» – изображающий путешествие монаха, быка (или слона) и обезьяны, в ходе которого лидерство постепенно переходит от обезьяны (беспокойного ума) к монаху, а бык/слон из чёрного становится белым (просветленным).
В буддизме махаяны идеалом является не Арахант (Архат), а Бодхисттва. И соответственно, не медитация метта (практика любящей доброты), а каруна (активное сострадание) и бодхичитта – стремление к освобождению из пут сансары всех живых существ. Объектом випассаны является не три признака сансарического бытия (дукха, анитта, анатман), а более общее его качество – пустота (шунья) – отсутствие у него собственной природы, неистинность. Медитация направлена не «от» а «к» – прямому неконцептуальному постижению истинной сущности.
Медитативное состояние, аналогичное глубоким дхьянам (свободное от возникновения мыслей и аффектов), в этих практиках может сопровождаться ясным осознаванием природы ума, а не просто покоем. Подчёркивается единство самадхи и праджни (śamatha–vipaśyanā-eka-yāna) —собранность ума (саматха) и прозрение (випассана) не разделяются. Даже на самых тонких уровнях сознания, включая состояния, аналогичные безформенным (арупа) дхьянам, осознавание не теряется, а углубляется — оно переживается как ясное и совершенное знание природы бытия.
Непосредственно практику саматха-випассана описывается в трактате «Ламрим Ченмо» Цзонхавы (14 век) – основополагающим для школы гелугпа (традиционной в РФ) и базирующимся на учении мадхямаки (2 в).
Особенностью метода является самадхи (глубокие дхьяны) достигаемый через концентрацию внимания на дыхании, мантрах или визуальных образах, следующим этапом становится аналитическая медитация-размышление о пустоте (лонг) в лёгких дхьянах, переходящим в момент инсайта в длительное спокойное созерцание (нюсри) с прямым неконцептуальным созерцанием пустотной природы сущего.
«Прежде чем практиковать нюсри, необходимо развить устойчивое саматхи, как в дхьянах, чтобы ум не был беспокойным и рассеянным. Затем, удерживая этот спокойный ум, мы переходим к нюсри — ясному созерцанию пустоты, где ум свободен от двойственных концепций и цепляний.»
— Основы медитации и пути (пояснения Пабонки Ринпоче)
На вершине практика ламрим, смыкается с практикой махамудры.
Махамудра практикуется и отдельно (школа кагью). В этом случае аналитическая медитация не используется. Самадхи (пребывание в глубоких дхьянах) непосредственно переходит в созерцание природы ума – пустой и сияющей. Любые формы появляются там и исчезают. Внимание сосредоточено не на них, а на самом процессе осознания без отождествления с ним, осознании того, что ум что-то осознаёт, осознание ума как чистого пространства, внутри которого что-то происходит. Шаматха и випашьяна здесь едины.
Патрул Ринпоче пишет:
«Истинная випашьяна — это не наблюдение за объектом, а распознавание того, кто наблюдает».
Следующим этапом становится распознавание сияющей природы ума в любых состояниях (в т.ч. во сне).
В дзогчен (школа ньингма и религия бон) главным является прямое введение ученика просветлённым учителем медитации в «естественное состояние» сияющей пустоты (ригпа). А дальше практикуется его самостоятельное нахождение и поддержание.
Ныне все эти древние школы проводят и ретриты для мирян на Западе (в том числе в России), хотя в силу ряда причин (необходимость прямого духовного руководства, сложный ритуал) масштабировать их сложно.
Продолжительность ретритов может сильно различаться – от нескольких дней до нескольких недель или даже до года (дзогчен). медитация (2-3 сессии по полтора-два часа обычно происходят утром и вечером по методу: инструкции и немедленно соответствующая им практика. День — время для дискуссий, вопросов и ответов — в махамудре, или тишины и индивидуальной практики в дзогчене.
Расписание типичного западного ретрита по махамудре:
- 6:00 Персональная практика в свободном стиле
- 8:00 Направляемая медитация на тему дня
- 10:00 Завтрак
- 11:00 Обучение на тему дня с вопросами и ответами
- 13:00 общая получасовая медитация и обмен мнениями между группами
- 15:00 Обед, сиеста
- 17:00 Конкретные инструкции // Персональная практика
- 19:00 Размышления на тему дня, затем групповая практика
Для гелугпа характерны только длительные, 8-недельные курсы. На таких ретритах обычные две утренние полуторачасовые медитативные сессии. Днём прогулка, разминка, индивидуальная практика. Вечером – лекции, вопросы и ответы.
Во всех ваджраянских школах чрезвычайно важна роль наставника и посвящения. Используются мантры, визуализации и энергетические практики.
Методики школ Дзен (Чань).
Прямое вхождение в «естественное» состояние характерно также для школ дзэн (чань), но понимается оно иначе. Для дзэн – это просветлённое пребывание в данном моменте. Методика дзэн — это «просто сидение» в строго определённой позе (дзадзен), без сосредтоточения на определённом объекте, но в состоянии присутствия. Мысли приходят и уходят «как облака», всё что ощущается «просто есть».

Между «осознанностью» тхеравады, и «присутствием» дзэн есть определённые нюансы отличия.
Осознанность (mindfulness, sati) | Целенаправленное, непредвзятое внимание к текущему опыту | Внимание, наблюдение явлений |
Присутствие (presence) | Непосредственное пребывание в бытии, без анализа и отстранения | Проживание целостности момента, включённость |
Первое включает в себя обычно отслеживание и различение, второе – стремление к недвойственности и безсубъектности.
Учитель медитации (Сото Дзэн), Тисэн Дешимару:
«Когда ты сидишь, просто сиди. Не анализируй, не вмешивайся, не отделяйся. Ты не следишь за дыханием — ты есть дыхание. Ты не наблюдаешь за телом — ты есть тело. Всё происходит само. Это просто так. Без усилия. Без намерения. Сиди без цели, и в этом уже будет просветление».
Присутствие проявляется, когда ты перестаёшь требовать от момента чего-то ещё…
На самом деле, это конечно не так просто. Поэтому применяются специальные техники, например: погружение в тело, прислушивание к звукам, вопрошение о субъекте действия. Реально используется и значительное усилие, особенно при работе с коанами.
Стандартный ретрит дзен (в Европе) – 10 дней. Обычно чередуются недлинные сессии сидячей медитации (от 20 минут до часа) и медитации в ходьбе 10-15 минут. В общей сложности практика занимает 8-10 часов в сутки.
Дзэн, также как и ваджраяна, использует для иллюстрации пути «картинки с быком» (в сунской редакции 12 века).
Стадия (картина) | Чань / Дзэн (символика) |
1. Поиск быка | Внутреннее беспокойство, начало поиска, неведение/ Сиди, осознавая своё беспокойство и поиск. Не отвергай его. Просто будь. |
2. Следы быка | Первые намёки на природу ума: вдохновения, интуиция/ Появляются моменты покоя или инсайта. Не хватай их. Просто замечай |
3. Увидеть быка | Явное ощущение ума, но буйвол ещё не приручен/ Первый прямой опыт «таковости» — ясности. Удержись от оценки. |
4. Поймать быка | Усмирение ума, концентрация, первая стабильность/ Труд — концентрация, усмирение ума. Доверяй процессу |
5. Приручение быка | Радость устойчивой практики, (1 дхьяна)/ Меньше борьбы. Состояние «плавного внимания». Всё становится естественным |
6. Возвращение верхом на быке | Гармония, доверие, лёгкость, но всё ещё «двое»/ Гармония. Медитация — радость. Не влезай в контроль. |
7. Забвение быка | Прекращение усилий, растворение различия между пастухом и быком/ Отпадает даже идея «практики». Просто есть. |
8. Исчезновение и быка, и пастуха | Полное растворение «я» и «пути», только таковость/ Нет субъекта, нет объекта. Только пустота, ясность и присутствие |
9. Возвращение к источнику | Возвращение в мир без усилия, естественность/ Ум не отличается от мира. Нет отбора. Всё — как есть |
10. Вход в город с открытыми руками | Активное сострадание, жизнь среди людей с пустыми руками/ Возвращение в мир. Радость от служения. Ничего не нужно доказывать. |
Интегральная методика Метта Випассаны школы Трех Путей
Центр випассаны — Школа Трёх Путей из всех упомянутых школ ближе всего к методу Бханте Вималарамси. Но есть и существенные отличия.
Прежде всего, эта школа медитации в Москве позиционирует себя как современную, и не связана генетически ни с какой из традиционных буддийских школ и канонов. Тем не менее буддийской теории и практике уделяется немалое внимание. Но это ориентация на буддизм в целом, здесь нет характерного для школы TWIM полемического задора и претензий на единственно верное прочтение Канона.
В основе метода лежит адаптированная медитация метта (практика любящей доброты). Метод управления мыслями 6R преобразован из ментальной в ментально-физиологическую Технику Расслабления. Главный акцент в практике сделан на длительные (более 2 часов) медитации, возможные благодаря использованию на начальной стадии ретрита специальных дополнительных техник («интегральный метод»).
На 10-дневных ретритах випассаны используется модель «Тропы шаматхи»:
- 1 этап практики – «Подготовка тела и ума»
- 2 этап практики – «Устранение блужданий ума»
- 3 этап практики – «Проблески объединения ума»
- 4 этап практики – «Метта осознавания»
Продвинутый уровень:
- 5 этап практики – «Материальные (рупа) джханы»
- 6 этап практики – «Плато»
7 этап практики – «Нематериальные (арупа) джханы»
Мастерство медитации:
- 8 этап практики – «Собранный УМ»
- 9 этап практики – «Равностность»
В теории большое внимание уделяется научному обоснованию медитации, с обращением к психологии, нейрофизиологии и исследованиям «архетипической реальности» бессознательного. Отсутствие ритуалов, ясные подробные объяснения, благожелательная атмосфера, комфортные условия проживания – визитная карточка школы. При этом правила достаточно строгие – вегетарианское питание, чёткий распорядок, молчание, высокая интенсивность практики.
В ретрит центрах школы в Москве и Подмосковье практикуются ретриты продолжительностью от 1 до 10 дней. На десятидневном ретрите используются индивидуальные программы и интервью с преподавателем. На 2-3 дневном – ответы на письменные вопросы и при необходимости индивидуальные консультации.
Практикуются джханы осознавания и випассана-исследование трёх признаков сансарического бытия. Доступным опытом на 10-дневном ретрите является ниродха (не-я) и движение по этапам пробуждения.
«Метта Випассана» в Центре Випассаны— это сбалансированная практика, где развитие любящей доброты помогает раскрыть проницательность, а глубокое понимание природы явлений усиливает искренность и силу метта. Ретриты этой школы поддерживают эту интеграцию через длительные сессии, наставничество и четкую методическую структуру.

Участники ретритов Центра Випассаны (школы Трёх Путей) в чаще всего отмечают следующие особенности в своих отзывах:
1. Доброжелательная и мягкая атмосфера
- Практика строится на метте (медитации любящей доброты), и это ощущается во всём: от инструкций до отношений между участниками и наставниками.
- Акцент на отпускании напряжения, а не на усилии или борьбе с умом.
- Многие отмечают, что атмосфера очень поддерживающая, что помогает раскрыться даже новичкам.
2. Гибкость и адаптивность практики
- Наставники Центра Випассаны поддерживают индивидуальный темп: не заставляют сидеть дольше, чем человек может выдержать.
- Вариативность в практике — можно легко интегрировать элементы самонаблюдения и созерцания.
- Особенно ценят возможность постепенно переходить к более длительным, многочасовым сессиям.
3. Баланс между практикой метты и випассаны
- Многие говорят, что практика метты помогает смягчить ум, снизить внутреннее сопротивление создать необходимый эмоциональный фон.
- Метта работает как «ключ», открывающий двери на более глубокие уровни осознанности и спокойствия — джханы.
4. Чёткие и доступные инструкции
- Методика и этапы практики объясняются простым, понятным языком.
- Нет догматичности, что делает практику менее напряжённой и более естественной.
- Наставники готовы отвечать на вопросы, что помогает углублять понимание.
5. Глубина и эффективность методики
- Несмотря на мягкость подхода, многие отмечают, что практика оказывается глубокой и приводит к ощутимым изменениям в жизни после ретритов.
- Некоторым удаётся коснуться высших состояний сознания, внутренней тишины и устойчивого покоя даже на однодневных ретритах.
Заключение
Випассана — многогранная и живая традиция. От строгих структур ретритов Гоенки до лёгкости и мягкости подхода школы Трех Путей, от лесной монашеской дисциплины до философского анализа Ламрима — каждая школа даёт уникальные инструменты. Однако цель остаётся одна: увидеть и прожить суть — непостоянство, неудовлетворительность и отсутствие независимого «я» — и через это пробудиться к истиной свободе.
Дополнительно к теме: «Методики випассаны и медитации»
- Что такое джханы (дхьяны): путешествие в глубины сознания.
- Метта (медитация любящей доброты) – практика раскрытия сердца
- Что такое випассана? Отличия интегральной методики от випассаны Гоенки.
- Как меняется жизнь после опыта просветления (пробуждения)?