Слово у всех на слуху. Но что это такое едва ли кто-то ответит. Что-то такое связанное с фольклором и православием. Но вообще-то смысл у этого слова есть. На заре христианства утвердилось троечастное деление человека на тело, душу и дух. Античные философы предпочитали деление на тело, душу и разум.
Но смысл был близкий – душа, хотя и делится на растительную, животную и человеческую, всё же привязана к телу и его нуждам. А дух и разум нет. Он свободен. Т.е. может действовать из своих высших соображений жертвуя нуждами тела и даже им самим. Таким образом, духовность – это переориентация сознания на высшие цели и задачи.
Попробуем взглянуть на это с современной научной точки зрения.
Человек как биологическое существо управляется тремя базовыми программами: выживания, размножения и доминирования. У животных это инстинкты, причём третий есть только у стайных. У человека эти программы не безусловны и поддаются коррекции. Но обычно срабатывают автоматически.
То, что связано с физическим бессознательным – пульс, пищеварение, рост и т.д. древние называли растительной душой. Чисто биологические бессознательные поведенческие программы – животной. А человеческой – программы, связанные с сознанием и размышлением, рассудком, возникновением культуры, т.е. мира символов, вымышленных образов – таких как народ, государство, церковь, экономика и т.п. Но, как бы не были они интеллектуальны и утончённы, задача их всё та же – обслуживание биологических программ. Наши войны, города, храмы, сословия и пенсионные системы, всё это способ выжить, размножиться, обеспечить выживание потомства и занять в социуме доминантное положением. Причём использование символизации и кооперации, позволило нам стать доминирующим на Земле видом, вытеснив все остальные, кроме симбиотических. Здесь личный эгоизм сосуществует с эгоизмом коллективным – «я» в этом случае объединяется с различными «мы»: наша банда, наше племя, наша вера, наша страна, наше сословие…Социумом поощряется жертвовать своим эгоизмом во имя коллективного, и даже жертвовать своей жизнью во имя той же цели. Это чаще всего и называют в политическом дискурсе духовностью. Но это не духовность.
Духовность начинается по ту сторону коллективного эгоизма, когда мы начинам учитывать интересы «не-наших». И видеть ситуацию с и их позиции тоже.
Почему этого хочет Бог, в мистических системах, понятно. Но почему это допускает Природа? Ведь эта стратегия с биологической точки зрения проигрышна? Судя по всему, здесь включается уже другая программа – сохранения вида в целом. О её существовании говорил ещё физиолог Павлов. Это программа позволяет отступить, оказаться от личных или групповых эгоистических интересов во имя целого. В условиях, когда наш вид достиг стадии, когда может уничтожить себя военным путём или через экологическую катастрофу, она явно активизировалась. Поэтому многое из того, что нашим очень «духовным» и верующим предкам казалось естественным и оправданным (от рабства до «победы над природой»), нам уже кажется диким. И, видимо, вслед за развитием духовности (уже лишённой религиозного контекста с его жёстким делением на своих и иноверцев), будет и ещё одна стадия, связанная уже не видовым эгоизмом, а с общепланетарным сознанием. И, может быть, духовные практики, рождённые внутри мировых религий, как раз и ведут к её активации…
📜 Автор: Максим Александров