Что большевики и нацисты искали в Тибете?

Интересные заметки

На рынке тайн загадочные связи Тибета с одиозными режимами 20 века традиционно имеют высокую котировку. Новейшая мифология повествует о ламах, консультирующих Гитлера, о тайном тибетском обществе Зелёного Дракона, членом которого был Карл Хаусхофер – великий маг третьего рейха, о Ламе в зелёных перчатках, находящемся в Берлине вместе с целой тибетской колонией, о Николае Рерихе как об агенте ГПУ и о разведчике Якове Блюмкине, проникшем в Лхассу и лицезревшим там инопланетные технологии. Складывается впечатление, что и нацисты, и большевики равно стремились заручиться поддержкой Шамбалы в своих планах по установлению мирового господства. Причём, как кажется, и те, и другие не слишком удачно. Привезённое Рерихом в Москву «письмо махатм» не вызвало там интереса. Да и предупреждения Хаусхофера против войны с Британией и СССР также не были приняты Гитлером во внимание, и после отлёта Гесса в Британию, влияние загадочного профессора сходит на нет. Последнее это уже из области фактов.

По сути, современная мифология развивает довольно старую тему могущественного центра силы где-то в глубинах Азии, который стоит за всеми мировыми событиями. Этот сюжет (о стране Агартха) появляется у французского фантаста Жаколио в 1873 г., его развивают дАльвейдр и Оссендовский в нач. 20 века, параллельно Блаватская и другие теософы трансформируют в этом же духе буддийскую легенду о Шамбале, развивая учение о махатмах – духовных вождях человечества. Только в современной интерпретации этот центр приобретает всё более инфернальный колорит…Собственно реальный Тибет как таковой в этой мифологии особого значения не имеет.

Между тем есть все основания полагать, что интерес у политиков и разведчиков вызвал именно он, а отнюдь не Шамбала и не инопланетные артефакты в подземельях Поталы.

К началу 20 века Тибет был закрытой для иностранцев средневековой страной под протекторатом империи Цин. А с провозглашением в Китае республики в 1911 г. становится непризнанным государством. Прилегая с севера к Индии – центру Британской империи он стал вызывать живой интерес у великих держав. Влиятельный врач тибетской медицины Пётр Бадмаев ещё в 1893 г. выдвинул план установления господства России во всей Центральной Азии: контролируя Тибет она могла грозить и Индии, и Китаю. Впрочем, по-настоящему заинтересовать проектом императорское правительство Бадмаев так и не смог.  Но в 1898 г. в Петербург прибыл неофициальный посланник Далай-ламы – лама Агван Доржиев (бурят по национальности), не раз он совершал путешествия и на Запад. Результатом его деятельности стало строительство буддийского храма в российской столице. Его покровителем стал главный российский «восточник» — князь Э.Э. Ухтомский. Примерно в это же время появляется и «Буддийская миссия Германии» — чисто европейский проект, лидерами которого были Шультце и Зайденштюкер.  Так что буддийских монахов в Германии не обязательно выводить из Тибета.

Англичане, разумеется, не дремали, и в 1904 их отряд вступает в Лхассу. Россия и Британия заключают соглашение, гарантирующее нейтралитет и самостоятельность Тибета. По сути, именно такое закрытое и нейтральное государство и нужно было британцам на их северной границе.

Но с революцией в России ситуация меняется. Бадмаев умер летом 1920 г., смертельно заболев в концлагере, в то время как его замысел обретал вторую жизнь. В РВС вовсю обсуждались планы вторжения в Индию, для этого спешно устанавливаются связи с Афганистаном. Привлечённый к сотрудничеству легендарный генерал Брусилов, в начале 21 г. предлагает нанести удар через Тибет. К далай-ламе был направлен эмиссар. И это был не Блюмкин. В 22 г. в Лхасу прибыл и вёл переговоры с правительством калмык Хомутников (Кикеев). Принят он был благосклонно, но сориться с англичанами Лхасса не желала. между тем отношения установились довольно оживлённые. Доржиев добился разрешения возобновления службы в петербургском храме. В 22-23 Москва и Далай-лама обмениваются письмами. В 24 г. представитель Коминтерна Борисов проводит в Лхассе три месяца (заметим, что для иностранцев Тибет официально был закрыт). В 24-28 гг. пара десятков тибетцев обучались в Москве и Лениграде по линии того же Коминтерна. В 27 г. очередная советская миссия ставит вопрос о постоянном представительстве в Лхассе. Предложение было отклонено по причине гонений на буддистов в Советской России. Но в 28-30 в Лхассе всё же находился советский представитель Мухрайн. Так что использовать американскую экспедицию Н. Рериха (23-28 г.) для проникновения в Тибет советам необходимости не было. (Тем более, что в Тибет её не пустили).

После 30 г. связи прервались, а в 31 началось уничтожение буддизма в СССР. В конце 33 г. состоялась последняя буддийская служба в Ленинграде, в 37 г. Доржиев был арестован и 38 г. умирает в тюремной больнице. В это самое время интерес к Тибету начинает проявлять Германия. Германофилом и поклонником Гитлера был знаменитый шведский исследователь Центральной Азии швед Свен Гедин, который, возможно, и был вдохновителем этого интереса. В 31 и 34 гг. в американских научных экспедициях в тибетские пограничья участвовал эсэсовец Эрнст Шефер. в 36 г. он был приглашён Гиммлером в Аненербе. В 38-39 штурмбанфюрер, уже как представитель этой организации, возглавил немецкую экспедицию, добравшуюся до Лхассы. Цель экспедиции – поиски следов древней арийской цивилизации. Экспедиция оставила в Лхассе радиостанцию и привезла письмо регента с заверением в дружбе к «его светлости королю Германии Гитлеру» (дело этим ограничилось, потому что Оракул сообщил, что, хотя «речи фюрера сладки, но сам он подобен дракону»). Шефер предлагает начать перебрасывать в Тибет агентуру и оружие для диверсий в Индии, Абвер в 41 г. даже поддерживает эти планы, но санкции они не получили. А в 41 году гестапо закрывает берлинское буддийское общество.

Что касается «тибетцев» в немецкой форме сражавшихся и погибших на улицах Берлина в 45 г. то это были калмыки. Калмыцкий легион в составе вермахта численностью в 5-7 000 человек, был сформирован (б.ч. из военнопленных) в 42 г. В Калмыкии немцы вели себя прилично, разрешили свободное исповедание буддизма и открыли закрытые большевиками храмы…

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Центр Випассаны
Добавить комментарий