Что такое биологическая эволюция, в целом понятно: меняются органы и приспособление к определённой среде возрастает. Но хомо сапиенсы – люди современного типа – как биологический вид, совершили совершенно нестандартный ход – используя свой громадный мозг, они создали культуру – виртуальную реальность, позволившую достичь неслыханного уровня кооперации и преобразовывать природную среду под себя. Причём в те несколько десятков тысяч лет, когда происходил этот рывок, чисто биологически, человек не менялся. Ну, может быть, черепа стали тоньше и разнообразно менялись расовые признаки (вообще сильно вариативные в пределах одного вида).
Все эти 40 000 лет несомненно эволюционировали только технологии – как материальные, так и социальные (формы кооперации). Возникнув в одном месте, они постепенно, с разной скоростью распространялись по всему земному шару. И с веками этот процесс только ускорялся. Но почему становятся возможны новые технологии, почему они возникали неравномерно? Почему паровой двигатель не изобрели в Древнем Риме, хотя все возможности для этого были? Почему европейцы добрались до Америки, а не индейцы до Европы?
В чисто технологической истории ответы искать бесполезно. Но параллельно эволюции технологий происходил не столь заметный процесс эволюции сознания. Смена социальных технологий всегда подразумевает и смену господствующих ценностей, использование новых возможностей сознания.
Значит ли это, что мы «умней» наших предков? С точки зрения сообразительности (ай кью) и способности оперировать и использовать большие объёмы информации одним мозгом, явно, нет. Первобытные люди (в т.ч. наши современники) хранят в памяти колоссальные объёмы практически значимой информации об окружающей природной среде, а скорость их реакции, эффективность реагирования на привычные вызовы, просто феноменальна. Непривычным для них является только вызов более развитой цивилизации, ему они противостоять не могут. У последней есть абсолютные преимущества, связанные с более «прокачанным» сознанием.
О чём идёт речь?
В процессе культурной эволюции в человеческом сознании актуализируются или используются по-новому, те или иные программы.
Например, программа выживания, связанная с рептильным мозгом, дополненная обслуживающими её культурными кодами, достаточна для выживания индивида в экстремальных условиях.
Для того чтобы выжило малое племя (община человек в 20) нужна уже другая программа, отвечающая за близкие социальные контакты, эмоциональный интеллект, фантазию, обеспечивающую создание общей символики.
Если мы имеем дело с большими коллективами (а чем больше коллектив, тем больше шансов выжить и размножиться), на первый план выходит вопрос власти. Здесь древнего инстинкта доминирования недостаточно, он должен получить в подкрепление новые культурные коды, объединяющие людей, которые плохо знают друг друга (или вообще не знают). Чисто биологические программы при этом получают новое значение: территориальный инстинкт ложится в основу государственной или племенной границы; доминирование – в основу кастовой системы; отношения с чужаками (чтобы с ними вообще можно было иметь дело) ритуализируются в обычаи рабства, гостеприимства и кровной мести; обмен сексуальными партнёрами – в сложные брачные обычаи, понятие рода, морали и т.д.
Ещё шаг – и сознание расширяется на пространства и группы людей вовсе не знакомые и имеющих самые разные обычаи. Чтобы регулировать отношения теперь символически обогащённых биологических программ не хватает. Нужны программы чисто социальные – заповеди, этика, самопожертвование во имя коллектива, общая идеология, отличающая наших от не наших и претендующая на абсолютную истину. Возникает государство, в котором бог или правитель становится олицетворением всего многотысячного коллектива, а индивидуальный эгоизм заменяется групповым. Символическая реальность (такая как церковь, царство или богатство) оказывается для индивида важнее природной.
Ещё шаг, и появляются гибкие организации, где индивид в рамках единой системы получает значительную свободу или во всяком случае её видимость. Он принимает правила игры добровольно и проявляет творческую активность. Такое общество более масштабно и мыслит в пределах планеты, правда действует там исключительно в интересах собственной группы (нации или класса). Но весьма эффективно. Но такое глобальное общество сотрясают перманентные конфликты между сталкивающимися групповыми интересами – революции и мировые войны.
И, соответственно, дальше появляется новый уровень сознания, учитывающий интересы и всех «не-наших», который не делит людей иерархически по принципу достатка, цвета кожи, пола или гражданства. это перспектива действительной глобализации – движения к планетарному коллективу. А потом в «свои», очевидно, придётся принять и всю биосферу… Главное, чтобы развитие сознания, социальных и материальных технологий шло гармонично, а иначе бывают проблемы…
📜 Автор: Максим Александров