Начнём с определения. Школа медитации – это не просто место где ведётся обучение. Школа это определённая методология, определённая традиция, определённая теоретическая база, определённая организационная структура. Но основная её цель, это всё же передача знания, передача метода, а не, допустим. религиозное спасение своих членов с претензией на исключительность. В этом отличие школы от секты.
Но настоящая школа медитации. не ограничивает свои задачи обучением медитации записавшихся. Это были бы курсы и тренинг. Медитация не является самоцелью, хотя это, безусловно, очень полезный прикладной навык. Цель медитации – трансформация сознания. Конечная цель любой серьёзной школы медитации это просветление, т.е. радикальная трансформация, переход сознания в другой режим. Но методы и теория каждой школы имеет серьёзные отличия.
Количество школ медитации сейчас исключительно велико. Чтобы иметь хотя бы примерные ориентиры, нужно знать, что практически все они относятся к трём основным направлениям : буддизму, нео-индуизму или нью эйджу.
Конечно есть вероятность попасть и в католический центр медитации, но практически для человека вне данной конфессии она очень невелика. А оккультисты и каббалисты свои практики обычно медитацией не называют.
Буддийские школы как правило это филиалы каких-то исторически существующих на Востоке буддийских конфессий. В той или иной степени, они стараются приспособиться к западному менталитету и бытовым привычкам. Существуют и нео-буддийские школы, ушедшие по этому пути особенно далеко, и порой подчёркивающие свой светский характер. Адаптации способствует характерные для буддизма лояльность к местным традициям и ненавязчивость. Ритуальные аспекты, в конечном счёте, для буддистов вторичны относительно основы буддийского пути –этики и психотехники. Но в школах ваджраяны (тибетского происхождения) психотехника неотделим от ритуала и часто важна прямая передача (посвящение) от ламы. В дальневосточных школах – дзэн (чань, сон, тхиен) – также велика роль наставника, только он может вызвать радикальный сдвиг (кэнсё) в сознании ученика. В школах тхеравады, родом из ЮВА, важнее всего сама методология последовательных усилий по достижению просветления. В целом, в основе всех буддийских техник лежит единство саматхи и випассаны – сосредоточения и неискажённого видения. Цель практики: видение нереальности феноменов, включая собственное я, освобождение от вечной неудовлетворённости и постижение истинной реальности (татхаты). Предельные цели могут объясняться постепенно, по мере готовности ученика.
Нео-индуистские школы, как правило, создаются конкретными гуру, решившими нести свет на Запад. Дело в том, что традиционный индуизм невозможно принять, в нём можно только родиться. Это весьма многообразный феномен с невидимыми, но очень жёстким внешними и внутренними границами. Нео-индуизм старается их обходить, хотя внешние ритуальные и даже бытовые формы индуизма в западных общинах могут имитироваться. Прославленные и «раскрученные» гуру создают центры, институты, школы с маленьким культом личности основателя и нередко серьёзной коммерческой составляющей. Но в целом такие учителя ориентируются на конкретные традиционный индийские мистические и философские направления. Чаще всего это адвайта-веданта, йога, бхакти и шиваитская тантра. Учения эти теистические. В йоге акцент делается на физические дыхательные упражнения и иногда энеригей кундалини, она наиболее оторвана от религиозных корней. Тантра работает с энергией – шакти, и благодаря наличию сексуальных практик имеет на западе довольно двусмысленную репутацию, поддерживаемую многочисленными профанаторами и подражателями. Бхакти требует прежде всего религиозного склада ума, поскольку в основе её лежит благоговейное почитание и любовное служение Личности Бога. Чаще всего это кришнаизм. Адвайта, делает упор на практику осознанности и имеет немало пересечений с буддизмом. Целью её достижение состояния недвойственности, истинного Я, неотделимого от Бога.
Школы нью-эйджа имеют чисто западное происхождение. Феномен этот не менее аморфен и многообразен, чем индуизм. Начало этому движение положила в конце 19 века теософия, многие её особенности актуальны и ныне. Нью эйдж, даже если там и упоминается Христос, с традиционным христианством никакой связи не имеет. Буддийская и индуистская терминология и, отчасти, методология используются широко, но обычно в варианте весьма далёком от первоисточника. Методы отличаются пестротой и эклектичностью. Учителя часто щеголяют многочисленными званиями, посвящениями, дипломами и членствам в малоизвестных организациях, с названиями, типа «международная академия чего-то там». Могут фигурировать загадочные восточные учителя, но чаще всего наставники полагаются на собственную связь «с космосом». В качестве целей практики предлагается саморазвитие, связь со вселенной и истинным я, говорится о начале новой эры и нисхождении энергий, внеземном разуме и т.п.. Реальные задачи медитации, как правило, прикладные: здоровье, счастье в личной жизни и успех. Очень популярна тема любви к самому себе и другие подобные из поп-психологии, вегетарианство, экологическое сознание и здоровый образ жизни.
С нью-эйджем довольно легко спутать школы интегрального направления, стремящиеся к синтезу разных течений. Как правило, учителя таких школ действительно разбираются в учениях, о которых говорят, и не пытаются их подгонять под какие-то модные идеи. Суть интегрального подхода в достижении гармонии между физических и психическим, разумом и эмоциями, личным и социальным, прикладным и трансцендентным, через гармоническое развитие при общем курсе на запредельные цели.
Как сделать правильный выбор?
Прежде всего надо разобраться, имеете ли вы дело с школой, сектой или тренингом.
Тренинг – это мероприятие разовое, его можно пройти, пережить опыт, получить какой навык и иногда диплом и больше не вспоминать. Секта – это организация которая будет требовать безусловной лояльности и диктовать вам образ жизни. Школа медитации ориентирована на неспешное, но устойчивое продвижение к поставленной цели трансформации сознания.
Выбирая школу, вы должны определиться с собственными целями. Но нередко бывает и так, что имея первоначально какой-то очень простой и прикладной мотив, человек постепенно втягивается и начинает видеть новые перспективы и горизонты. Поэтому лучше ориентироваться на школы которые не ограничивают себя задачами достижения успеха и благополучия.
Связь многих школ медитации с определёнными конфессиями, ставит вопрос: действительно ли вы готовы поменять или принять новую веру? Насколько необременительная будет для вас традиционная ритуальная составляющая? Или наоборот, именно это вас и привлекает?
И, наконец, стоит обратить внимание, насколько компетентны учителя. Узнать это можно, задавая теоретические вопросы. Но конечно бывают и сильные практики, которые предложат вам просто попробовать, и если эффект будет сразу заметен, вопросы снимаются сами собой.
📜 Автор: Максим Александров