Когда-то давно передача духовного учения считалась самым бесценным даром, и ученик до конца дней находился в неоплатном долгу перед учителем. В процессе обучения он брал на себя роль слуги, заботясь об удобствах учителя, безропотно снося все его «причуды», выполняя все указания. Собственно, это и было служение, не просто через внешние дары, а через причастность. Ученики это и были «дети», «домочадцы» наставника, «тело» Школы. И в дальнейшем бескорыстный труд, отдача без задней мысли, стали важной частью Пути, способом преодоления эго. Монахи несут то или иное «послушание», трудники бесплатно работают во исполнение обета… В древней Индии даже возникла такая практика как карма-йога – йога отказа от плодов, полностью незаинтересованная, но предельно добросовестно выполняемая деятельность (обычно в общее благо).
Медленно, но верно такое служение ведёт к той же цели, что другие виды практики – переформатированию эгоцентрированного сознания, исчезновению иллюзорной позиции с которой всё происходящее оценивается как имеющее отношению к удовольствию и неудовольствию, сиюминутной выгоды, удовлетворения самолюбия. А ведь это именно та позиция, иллюзорная «скрепа», удерживающая ум в состоянии постоянной неудовлетворённости и искажённой перспективы восприятия.
Важнейшее значение альтруистическая социальная деятельность приобретает на более высоких стадиях пути, когда начинает приоткрываться «высшая реальность». Она служит необходимым противовесом «запредельной мудрости», уводящей из мира. Для буддиста это возможность практики сострадания, для христианина – нести людям свет, почерпнутый в созерцании, проявить любовь и смирение.
Социальное служение в какой-то момент оказывается внутренней потребностью, необходимым этапом на пути саморазвития. Но нередко такая потребность «причинить пользу» появляется гораздо раньше высоких реализаций. Так работает система волонтёрства. Мотивы здесь могут быть различными – поиск «чего-то настоящего», осознание бессмысленности обычной эгоцентрированной деятельности, желание «быть хорошим» собственных или чужих глазах, или даже просто мода и желание потусоваться в продвинутой компании. Отменяет ли это более высокие смыслы служения? Вовсе нет. В любом случае служение меняет сознание, переориентируя его на иные модели поведения и целеполагания. И для любого не коммерчески ориентированного проекта, имеющего целью благо живых существ, служение, волонтёрство это краеугольный камень и основа его деятельности.
Автор: Максим Александров