Определение слова карма обычно варьирует между такими понятиями, как «судьба» и «причинно-следственная связь», где-то между ними ещё «воздаяние». Довольно точно описывает карму с функциональной точки зрения поговорка «что посеешь, то и пожнёшь». Можно сказать: события нашей жизни определяются предшествующими действиями, действия в настоящем будут иметь плоды в будущем.
Основной вопрос в механизмах кармы. Например, джайны (а это религия даже более древняя, чем буддизм) считают, что карма имеет материальный характер, это такая накапливающаяся субстанция, которую можно «сжигать» аскетическими подвигами. Буддийский подход более психологичен. Фактически карма здесь это набор привычек, укрепляющихся с каждым повторяющимся действием. Если вы начали пить, то отказаться от привычки с каждым литром будет всё труднее. Тоже касается и лжи, гнева, добросовестности и т.д. и т.п. В какой-то момент заложенные в бессознательное программы начинают действовать автоматически. И неизбежно приводят к тем или иным плодам – неприятностям или вознаграждению, хотя бы в виде ментальных состояний.
Здесь надо заметить, что для буддистов внешний мир – это выражение внутреннего состояния. Миров множество – миры животных, демонов, богов, духов, адов – существуют как определённые состояния ума присутствующие в нашей жизни. Но это и реальные параллельные миры и формы существования. Со смертью этого тела неизбежно появляется новое, которое соответствует тому состоянию, которое было доминирующим при жизни. Например позиция – «мне плохо, так пусть другим будет ещё хуже» – это адское состояние ума, а жизнь исключительно по биологическим программам – животное. Там и произойдёт при прочих равных, следующее воплощение.
Но и события в текущей жизни имеют причины в прошлом. Но это не означает, что они предопределены. Кроме причин, есть ещё условия созревания. Карма – дурная или благая – начинает проявляться в событиях, когда для этого есть подходящая среда – прежде всего состояние ума. В зависимости от него одна и та же причина может породить очень разные следствия. Любопытный пример – когда человек стремится стать «хорошим», «встаёт на путь исправления» , тут то на него и обрушиваются все возможные неприятности. С буддийской точки зрения это как раз ускоренное созревание и исчерпание прежней дурной кармы, причём с лёгкими последствиями (без рождения в аду или других неприятных местах). Благую карму создаёт то, что уменьшает аффекты и страдания в мире, дурную, то что увеличивает. Причём границы я и других здесь условны – действия, направленные на увеличение страданий, неизбежно приведут к увеличению собственных.
Но далеко не все действия создают карму. Многие дурные привычки, механические действия, аффектированные состояния – это проявление уже сложившейся кармы. Во всех этих случаях человека направляет бессознательное. Новая же карма создаётся в тех случаях, когда действие совершается вполне осознанно и доводится до конца в соответствии с планом. Именно в этом случае в бессознательное записывается новая программа. Таким образом, повышая сознательность и совершая сознательные действия, человек может влиять на кармические процессы, а не просто испытывать их воздействие.
Здесь следует сказать, что накопление благой кармы, хотя и приветствуется, не является основной целью буддиста. Основная цель – выйти за пределы действия кармы, причин и следствий. Подлинная реальность не имеет причины. Сострадание Бодхисаттв необусловленно. А освобождение – это прямое видение нереальности, относительности всех игр ума, принимаемых нами за реальность с её нерушимыми законами. Достижимо это только путём медитации.
Автор: Максим Александров.