Дэ это гармония. А гармония – это приведение вещей в соответствие друг с другом. Но как её установить в мире, жёстко разделённом на светлое и тёмное, хорошее (для нас) и плохое (тоже для нас)? Дело ведь не в том, чтобы выбрать хорошее и отбросить плохое, а в том, как они вообще стали возможны. В Дао дэ цзин сказано: «Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло». Это вроде бы очевидно, но как правило, не учитывается. Гармония разрушается в тот момент, когда мы начинаем членить мир, выделяя что-то как ценное, мы обесцениваем остальное. Как мы можем победить тьму и зло, если мы сами порождаем их ежесекундно? Их порождает наш ум. Даже если мы окажемся в Раю, (это такое место, где есть всё хорошее и нет ничего плохого), наш ум мгновенно превратит его в привычное «чистилище», и здесь выбирая «что получше». Что поделать, мы способны мыслить только бинарными оппозициями…
«Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом». Так может быть гармония – это взаимное соответствие противоположного, вечно порождающего друг друга? Бытия и небытия, трудного и лёгкого, длинного и короткого? Подобно музыкальной гармонии? Об этом говорил и Гераклит: «И природа стремится к противоположностям, и из них, а не из подобных вещей образует созвучие… Музыка создаёт единую гармонию, смешав в совместном пении различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие». Но как этого достичь? «Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены.»
Здесь сразу нужно много пояснений. Совершенномудрый это не просто мудрец. Особенно, не просто мудрец-интеллектуал. Говорится, что совершенномомудрый отличается от него, как дракон от гада морского. Гад он всегда гад. А вот дракон может стать кем угодно. Кроме того, совершенномудрый способен создавать гармонию вокруг себя. Вносить её в любое общество. «Недеяние» (у-вэй) это ещё одно ключевое даосского понятие. Оно не означает «бездействие». Напротив, это действие, осуществляемое с неотвратимостью закона природы, и так же безлично, не вызывая противодействия. Оно вне оппозиций. Поэтому и описывается через парадоксы: действие через недеяние, учение без слов… Гармония возможна, когда гармонизирующее действие не идёт от заинтересованного субъекта. Нет усилия, потому что действие не противоречит природе вещей, как вода текущая под гору. Нет гордости, потому что «я» ничего не делало… Поэтому успешность действия и постоянна (сделанное «не может быть отброшено»).
Автор: Максим Александров.