Какое нам дело до каких-то древних мифов? Мы же не этнографы и не профессора-культурологи, в конце концов! Правда думать так мы можем только пока не столкнулись с… чем-то за пределами обыденного сознания.
О том, что язык мифа, это и есть язык нашего бессознательного, впервые заговорил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Писал он и о том, что бессознательное может быть коллективным и хранить в себе общезначимые, повторяющиеся, вне-рациональные, устойчивые, эмоционально-насыщенные образы – архетипы Эти выводы в итоге приводят его к разрыву с Зигмундом Фрейдом – пионером исследования подсознания. Фрейд потребовал от Юнга клятвы, что тот никогда не откажется от теории сексуальности как единственной базы для учения о бессознательном. Тот отказался, и в 1912 г. пути основоположников окончательно расходятся. Юнг вводит в оборот психологии огромный массив древних мистических сочинений. Он же начинает использовать для входа в мир коллективного бессознательного, мир архетипов, метод «активного воображения».
Разумеется, исследования психоаналитиков не «открыли» бессознательное. С ним активно работали мистики и шаманы ещё со времён палеолита. Но они легитимизировали их научное исследование.
Важнейший шаг был сделан во второй половине 20 века, когда стали использоваться быстрые и эффективные методы «вторжения» в бессознательное, и проводится занятия с участием больших групп добровольцев.
Сначала использовался ЛСД, а, после его запрета, метод холотропного дыхания. В результате многие прозрения Юнга получили подтверждение и развитие. Действительно, участники опытов переживали видения, находящие удивительные и широкие аналогии с описанным в мифах и с образами древних религий. Более того, происхождение многих странных символов и подробностей древних мистерий стали понятны именно благодаря подобным экспериментам. Подробно эта тема рассмотрена в книге выдающегося отечественного религиоведа Е. Торчинова «Религии мира: Опыт запредельного«.
Но мы сейчас поговорим только об одном, но очень важном, аспекте архетипической реальности – мифической космографии – системе образов, связанных с теми или иными «локациями» – мирами, континентами, сферами – знакомство с которыми обычно воспринимается как «путешествие» в Иной мир. Мистиками-визионерами эти пространства были давно освоены в визуальных медитациях. Хотя в древности не особо различали физическую и психическую реальности поэтому воспринимали увиденное как достоверные сведения о мироустройстве. Именно в этом пространстве шаманы совершали полёты в нижние и верхние миры, святые совершали восхождение на семь небес и спускались в ады, каббалисты осуществляли «нисхождение к меркаве» , древние ирландцы посещали мир эльфов, а индусы созерцали мировую гору Сумеру.
И поскольку архетипическая реальность мифической космографии бессознательного имеет определённую структуру, естественно, с давних пор предпринимались попытки её картографировать. Более того, каждая религиозная или квази-религиозная традиция имеет свою практику визуальных медитаций, такую карту и иерархические списки «миров». Воссоздаётся и более-менее единая матрица архетипических локаций, с которой могут быть соотнесены самые разные географии традиций или даже авторских мифологий (к примеру мир Властелина колец Толкиена). Ведь, используя механизмы воображения, мы можем рано или поздно долететь на его крыльях до структурированных образов, которые не являются ни нашим персональным достоянием, ни скрытыми структурами культуры или даже языка. И так они вдруг появляются в фильмах, проскальзывают на картинах или в литературных произведениях…
Сделаем ещё один шаг и предположим, что эти повторяющиеся образы имеют прямое отношение к реальности. Пусть не к физической, а к психической, и служат, как минимум маркерами, а, как максимум, скрытыми настройками сознания. Что каждый «этаж» (а там действительно много этажей и вверх, и вниз) имеет отношение к тому что мы называет эволюцией (социальной эволюцией, духовным ростом и т.д.) , нашими ценностями, потребностями, эмоциональными состояниями. И, собственно, этот шаг был сделан уже древними буддистами, говорившими , что рай и ад, мир богов и мир воинственных демонов, мир ненасытных призраков и мир скотов присутствуют не только где-то там, но и здесь, в каждый момент нашей жизни и от нашего выбора зависит в каком мире мы хотим жить…
Визуальные медитации — это замечательный инструмент безопасного входа во внутренние реальности и настройки бессознательного.
📜 Автор: Максим Александров