Образная медитация и работа с бессознательным.

Архетипическая реальность

То, что мы сейчас называем «образная медитация» имеет очень древние истоки, известные как путешествие в иные миры. В трансовом состоянии туда отправлялись (и отправляются) шаманы, визионеры, каббалисты, «сновидящие». Духовный путь также традиционно описывался как восхождение через те или иные «стоянки» или те ил иные «небеса» к конечной запредельной цели. Метафора пути вообще глубоко архетипична. Ей посвящены бесчисленные истории (мифы, сказки, книги, фильмы…).

Каждая религия имела свою модель космоса, не нейтрального и безличного, а одухотворённого и иерархически организованного, где путь духовного развития имел чёткие «космографические» ориентиры. Например, в западных (авраамических) религиях это учение о семи небесах, над которыми возвышается эмпирей и Божий Престол, или о трёх небесах, восхождение через которые есть восхождение к Богу и обожение. В буддизме это учение о трёх мирах: арупалока, рупалока и камалока, относящихся в той же мере к космографии (мифической) как и к психокосму – карте психических состояний и уровней развития. Рупалока это ничто иное как миры четырёх джхан, а арупалока – четырёх «без-образных сосредоточений» («нематериальных джхан»). Миры камалоки это не только сферы воплощения, но и связанные с ними психические состояния в эти сферы приводящие. Но сами эти миры, как миры, вполне можно посещать в медитации.

По сути, Карл Густав Юнг введя понятие «бессознательное» просто обозначил эти миры как миры внутренние. И для развития системы образной медитации необходимо было только создать карту локаций и разработать доступный метод «путешествий» без глубоких трансовых состояний. После этого в нашем распоряжении есть мощный метод непосредственной работы с теми, уровнями психики, которыми обычно сознанием не воспринимаются, но при этом оказывает на него серьёзное, если не решающее воздействие. Многое из того что мы «хотим» оказывается недостижимо в силу того, что у бессознательного «другие планы». Да и само желание может быть только проекцией с тех или иных бессознательных сфер, причём разные желания с разных и далеко не всегда в гармонии друг с другом.

Система образной медитации и сама по себе является и эффективным средством самопознания, через открытие всех этажей бессознательного и путём трансформации. Но при этом сочетается и другими техниками. Открытие нижних (инфернальных, минус-) сфер например резко усиливает практику прощения, поскольку наши внутренние ады, это как раз область напряжений и неврозов. Напротив, восхождение в «высшие миры» открывает доступ к «высоким состояниям», там самым, которые мы активизируем с помощью медитации. Это относится и к практике метты и к достижению джхан (образная медитация, пожалуй, кратчайший путь к ним). В свою очередь практика классической медитации значительно облегчает восхождение по этой лестнице миров. А действительная трансформация с их помощью всё равно недоступна без практики випассаны.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Центр Випассаны
Добавить комментарий