Образная медитация – путь в бессознательное

Архетипическая реальность

«Вдруг снова подул весьма благоуханный ветер, будто бы с северной стороны, сладостный, как розы и лилии, а цветом — пурпурный, как фиалка. И качались эти растения, источая аромат, превосходящий миро и мускус, который проникал в сердце мое. И мнилось мне, будто очи мои — то ли телесные, то ли духовные, Господь знает. Казалось же мне, что был я там без плоти своей, ибо не было в теле моем ни веса, ни желания, ни другого чего-нибудь из того, что свойственно моей плоти: и поразила меня мысль, будто я оказался здесь без своего тела, а как — только Бог, Которому ведомы сердца, знает»

Андрей Юродивый, имевший при жизни видение рая, жил на рубеже 9-10 вв. в Византии.

Почему из века в век люди видят подобные образы? Почему они повторятся в разные эпохи? Можно ли их считать галлюцинациями? Или за этим стоит нечто большее?

 А вот это заметки наших современников проходивших ретриты образной медитации, самых обычных людей, психически нормальных, не святых и не духовидцев. Сам метод не связан ни с гипнозом, ни с приёмом галлюциногенов, ни с дыхательными практиками, ни с направленными визуализациями.

«Я заметила интересные ворота: они были белые и очень выделялись на фоне темного пейзажа. Я подплыла к ним, заметила, что в том месте, где они округлялись сверху, была фигурка двух ангелочков с мечами. Я удивилась и прошла сквозь них.

Появилось лазурное свечение, которое отбрасывало блики на высокую стену, которая возвышалась по левую сторону. Какое-то время шла вдоль стены, чувствовала, как мне навстречу несется приятный ветерок, словно манит за собой. Я прыгнула за ним и попала в потрясающее место. Красивые сады с цветочками разных цветом, белоснежная ограда, которая разделяла несколько участков со старинными домиками. Посередине, на площади, которую окружали дома, возвышался дворец. Его антураж – золотистые купола и массивная дверь, и переливался он, словно был в драгоценных камнях. Это место было умиротворяющее, а полянка была залита солнечным светом. Постепенно солнечный свет слился со дворцом, они оба превратились в единую субстанцию, взлетели наверх и превратились в золотисто-оранжевой-песочное облако. Оно пульсировало, становилось больше до определенной объема, и внутри облака прорисовывался большой глаз. Когда облака выросло (видимо, до определенного момента), то оно стало блестеть синими огоньками. Они становились ярче и ярче, и я чувствовала все большее количество энергии, которое шло от него. Даже сумасшедшее количество, его было очень много. Затем облако стало распадаться, и все летело на меня. Эти огромные энергетические клубы энергии и вихри, они летели в меня и наполняли своей энергией. Каждый раз, когда энергетический вихрь летел в меня, то голова становилась более пустой. Пропадали мысли, я забыла, кто я и где нахожусь. На момент появилось странное понимание всего, что вот, это что-то есть везде, и я вместе с ним (описать сложновато). Что те картины, которые летали рядом, были продолжением меня, а я – их продолжением. Чувство энергии переполняло меня, и когда мысли встали на свои места, пришло понимание глобальной перезагрузки.» (Дарья В.)

«Я поднялась на скалу, но пространство неожиданно распрямилось, и странная дорога пошла резко под уклон. Голубоватая, словно подсвеченная луной, дорога шла все время вниз, при этом мне казалось, что дорога идет вверх. Между тем, я влетела в пространство непонятных военных действий, где все воевало со всем. Мир мщения и битвы, так назвала бы я его. Здесь меня окружили темные создания, они, несомненно, были ангелами, но ангелами падшими. Они бились друг с другом не на жизнь, а на смерть, и кто кого побеждал, не знаю. И вообще, побеждал ли кто в этой страшной битве – не знаю. Настоящий хаос крыльев, мечей, сверкающего оружия, стремительно сыплющихся молний окружал меня. Здесь не было места какому-то пониманию происходящего, это была война, длящая много времен, целые эпохи.

Ангелы тьмы были в точности такими, какими их рисуют на средневековых манускриптах, какими их видели и рисовали, например,  художники кватроченто. Те же темные лица, те же кожистые крылья, те же перепонки, когти, словом, вся атрибутика, пожалуй, только не было хвостов. Они были одеты в доспехи, и кругом — море, море, море оружия, сверкающих убийственных  предметов. Лица их были подобны лицам людей, даже ликам ангелов, только темны и искажены отчаянием, ненавистью, страшной ненавистью и мщением.

Я была там одной из многих яростных существ, ни у кого не вызывая ни малейшего интереса (слава БОГУ!), ни внимания. Тела этих созданий, в том числе, и мое, были словно изваяны из металла, из чего-то наподобие ртути, текучей и упругой.

Энергия невероятной мощи царила в этом мире, но это была разрушительная мощь, мощь бессмысленной войны.» (Юлия А.)

Я зашла в портал, оказалась на мягкой кроне дерева, и оно моментально начало расти в высоту на многие мили вверх вместе со мной. Воздух рассекался со свистом, и движение дерева остановилось лишь в более равномерных облаках, дерево исчезло. Я находилась на клочке почвы в виде пригорка, было ощущение, что нахожусь крайне высоко — возможно, как раз-таки в горах. Из середины пригорка около меня начал расти зелёный росток. Каким-то образом я за него уцепилась, и он, как и дерево, начал подниматься вверх, вырастая до исполинских размеров. Это продолжалось долго, пока наконец колоссальное растение не принесло меня в некий «смеющийся мир»  и не отпустило там, оставив зависнуть в воздухе, а потом уползло. Пространство «смеющегося мира» было ярко-жёлтым, с разных сторон слышался мелодичный смех, похожий на звон колокольчиков, сопровождающийся желто-золотыми полосочками… (Мария В.)

Ад и рай, иные миры, сказочные и инопланетные существа… Почему и зачем всё это присутствует в нашем бессознательном?

Взаимоисключающие  позиции: считать эти образы «мусором», обрывками воспоминаний, или же воспринимать как отражающие объективную, но обычно недоступную нам реальность? Есть и третий подход – увидеть за ними структуры самого бессознательного. Подход этот не столь уж нов, – работа в этом направлении ведётся, по меньшей мере, со времён Фрейда.

Мы же обратимся к Мифической космографии, – т.е. к «локациям», устойчивым образам «миров», которые присутствуют как в мировой мифологии, так и в «визиях» мистиков разных времён и народов,  и, что важно, добровольцев, участвоващих в экспериментах. По итогам исследований чётко просматривается, знакомая древним визионерам, иерархическая система «миров», «сфер», «уровней» общим числом не менее 10 (учитывая  три вектора число может быть увеличено до 30).  Все они могут быть соотнесены с определёнными «программами» бессознательного, моделирующими нашу психическую реальность, – биологическими, социальными, эволюционно-перспективными, с зонами психических травм,  и т.п.

Метод образной медитации позволяет совершать «путешествия», исследуя глубины бессознательного, используя метод «активного воображения».

Собственно, воображение играет здесь роль «спускового крючка» и «интерпретатора», позволяющего воспринимать информацию через образы. Но собственно вхождение в самые отдалённые области психики достигается за счёт углубления медитативного состояния. Продолжительность такой медитации может быть от 10 минут до полутора часов, в среднем около 30-40 минут, и как правило не сопровождается трансовыми состояниями. Образы большей частью, но не обязательно визуальные, довольно обычны также «энергетические» ощущения и эмоциональные переживания.

О механизмах такого погружения с точки зрения нейрофизиологии есть интересные данные Дартмутской лаборатории социальной нейробиологии и Пристонского университета, согласно которым, около 6 % участников экспериментов в процессе дистального (т.е. максимально далёкого от повседневного опыта) моделирования задействовали совсем иную область мозга, чем большинство. Это т.н. дорсимедиальная подсистема сети пассивного режима, которая и позволяет видеть «иные реальности», также она связана со способностью видеть ситуацию со многих точек зрения, к сложной абстракции, умением  создавать многоуровневые модели, концепции и повествования,. Не случайно  именно эти 6 % испытуемых относилось к категории «творческой элиты».

Эти механизмы используются в тантре, каббале и некоторых других мистических системах. Как правило, в каждой традиции существует собственная «карта» психокосма (для древних она совпадала с «картой» космоса). В буддизме махаяны прослеживается связь между «шестью мирами» (адов, животных, духов, титанов, людей и богов) и состояниями человеческой психики, но в тоже время для буддистов это и реальные миры, доступные для созерцания в медитации. Компьютерные аналогии позволяют соотнести наблюдаемое с программным обеспечением нашей психики, вплоть до «прошивки».

Таким образом, исследование этих локаций в образной медитации это и возможность доступа к новым областям сознания и возможность что-то менять и корректировать в своей реальной жизни, идёт ли речь о продвижении в медитативных практиках, духовном росте или решении текущих жизненных проблем.

Слово участнику экспериментов известному под псевдонимом Венделл (доцент МГУ):

Можно подробнее объяснить понятие «внутренний космос»?

— Речь идет о множестве всех доступных человеку состояний сознания.

А что, таких состояний много?

— Большинство людей неосознанно исповедуют единственность «нормального» состояния сознания. Дело в том, что для выживания человеку требуется социальная интеграция, а эффективно интегрироваться можно, лишь настроившись на волну, на которой находится большинство членов социума. Следуя своего рода шовинизму общего состояния, общество с подозрением смотрит на любое измененное состояние.

Если индивид все же ставит перед собой цель психического саморазвития, которое может вывести его за пределы усредненной нормы, ему с большой вероятностью придется пожертвовать гипотезой единственного рабочего состояния сознания.

Обладает ли внутренний космос структурой или это просто набор отдельных состояний?

— С позиций данной методики внутренний космос является континуумом, пространством, который можно сравнить с физическим пространством в том смысле, что изменение «пространственной координаты» влечет за собой изменение воспринимаемых феноменов. С той существенной разницей, что изменение свойств физического мира вследствие перемещения в пространстве — намного более предсказуемый и контролируемый процесс, если сравнивать с перемещением в архетипическом пространстве.

Как ориентироваться в этом пространстве?

— Для упорядочивания внутреннего опыта методика метафорически использует 6 пространственных направлений — верх, низ (вертикальная типология состояний), и четыре стороны света (горизонтальная типология).

— Чем выше мы поднимаемся во внутреннем пространстве, тем легче или, если хотите, тоньше наше состояние. Внизу состояние, соответственно, тяжелее, плотнее. Легким или тонким мы называем состояние сознания, для которого характерен высокий уровень свободы и низкий уровень аффектов (страстей, страхов и т.п.). Под тяжелым или плотным подразумевается аффектированное, омраченное, сильно детерминированное состояние психики.

То есть, внутренний рост — это передвижение в этом пространстве снизу вверх?

— Упрощенно — да. Но, на самом деле, это долгий процесс переучивания психики, которая обладает огромной инерцией. Отдельные рейды вверх не приводят к изменению рабочего положения «точки сборки». Сознание отыгрывает обратно и мы опять попадаем во власть привычных аффектов. Нужна продолжительная работа, чтобы преодолеть инерцию той или иной «нормы». (…)


Итак, для чего нужна образная медитация, и что можно достичь с её помощью?

  • Это быстрый, безопасный и эффективный способ расширить сознание, проникнув в глубокие области бессознательных настроек психики. Это отнюдь не только пресловутое «подсознание» – область вытеснения, но и области регулирующие актуальные психические состояния и сферы  потенциальных, ещё не задействованных, возможностей.
  • Это метод  развития творческого потенциала, способ вхождения в миры известные мистикам  и творцам.
  • Возможность работать с травмами и корректировать психические состояния.
  • Способ быстро достигать глубоких медитативных состояний, включая самадхи.
  • Это путь самосовершенствования через самопознание – исследование внутреннего космоса. И дорога к действительно осознанным действиям в мире внешнем.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий