Рай и ад: Мифы и реальность.

Архетипическая реальность

Рай и ад – что появилось раньше? В Библии и Коране говорится об утраченном рае, в котором прародители обитали до грехопадения. Буддийское предание говорит о том, что таким райским местом была сама Земля, пока движимые жадностью и ленью первое поколение людей не истребило легко доступные ресурсы.
Но если обратится к более архаичным мифологиям (египетской, шумерской, древнегреческой, скандинавской, индейским), то можно увидеть, что ад первичен. Это трещина в мироздании, область изначального хаоса, оставшаяся вне сотворённого космоса. В космогонии Гесиода, Тартар и Эреб (Мрак) появляются из Хаоса в самом начале, в Эдде, Хель наряду с огненным миром предшествовал космосу. Просто функции ада – мрачного загробного мира появляется у них позднее, с первыми умершими. Для ранних религий попасть туда было участью всех смертных, кроме героев – прямых потомков богов.
Но даже это было не так просто – в египетской и мезоамериканской версии дорогу умершему преграждали чудовища, препятствия, заставы. Погибнуть по пути означало ещё более жалкую участь. Хотя целью пути было унылое, бесплотное, голодное существование во мраке. Описание этого загробного мира, как и ужасного пути туда для грешников, сохранилось в описаниях адов, чистилищ, бесовских застав в преданиях и христиан и индийцев.
Поиски альтернативного посмертия на многие века стали целью мистерий и тайных учений. Падение Древнего царства в Египте в 22 веке до н.э. было первой социальной революцией в результате которой тайные инструкции и заклинания Книги Мёртвых (древнейшая её версия – Тексты Пирамид), обеспечивающие безопасный проход по подземным лабиринтам стали достояние не только царей. В Новое царство отрывки этих писаний клали уже даже в могилы простолюдинов. Подготовка к загробному путешествию и существованию стало главным делом жизни древних египтян. Ту же роль играли греческие мистерии, дошедшие до нас случайно отрывки текстов и гробниц, содержат подобные инструкции. Задачей умершего было убедить стражников что он сам из числа богов и знает необходимые имена и пароли.
Известны многие видения мистиков и поэтов, описывающие нисхождение в ад (и реже восхождение на небеса). В отличие от шаманских полётов, в миры б.ч этически нейтральные и не изобилующие контрастами, эти маршруты эмоционально очень напряжённые. Интересно то, что подобный путь переживают и в изменённых состояниях сознания и обычные люди. Описывается этот опыт трансперсональной психологией. Тёмный Эреб на границе Хаоса, это довольно характерный образ подсознания. Станислав Гроф проводивший исследования с большими группами людей имевших опыт холотропного дыхания, выделил 4 фазы опыта соотнесённых с воспоминанием о процессе рождения и родовых травмах. первыя (т.с потеряный рай) – переживание внутриутробного существования («хорошей матки»), тратой которого становится движение по родовым путям. Вторая стадия (БПМ-2) даёт при воспоминании полный набор адских образов – сжатия, удушья, безнадёжности, тьмы кромешной и т.д., третья кровавые сцены и образы борьбы, завершающиеся только на четвёртой – прорывом к свету.
Карл Густав Юнг, исследуя сновидения и образы активного воображения, для описания процесса трансформации сознания уже взрослых людей, использовал алхимическую терминологию – стадий нигредо, альбедо, рубедо. Нигредо, приходит на смену состояния невинности, когда в «целом всё хорошо» и начинается кризис. Образы нигредо во снах дают тоже яркую инфернальную картину, частью которой является ощущение вечности мук, безвыходности. но завершение трансформации приводит в итоге в «чистилище» альбедо и к свету рубедо (полноты сил после завершения процесса перехода). Таким образом опыт посмертного перехода нередко переживается и при жизни.
Но интересно устойчивое стремление придать адским мучениям строго физический характер, что не особо согласуется с учением о душе, но хорошо соответствует биологической природе человека с её страхом боли. По этой же причине описания ада всегда много красочней райских видений. Всё же опыт боли освоен значительно лучше, чем опыт блаженства.
Второй новацией времён Среднего Царства Древнего Египта стало открытие тайны загробного суда, идея, что посмертная участь зависит от поведения при жизни. Оправданные на суде египтяне могли добраться до счастливой и плодородной страны Полей Иалу. Елисейские поля греков ещё долго оставались открытыми только для героев и мистов. Только Сократ и платоники, как кажется, начинают открыто говорить о реинкарнации и возможности возвращения на небесную родину. Загробный мир иудеев оставался таким же безрадостным вплоть до христианства, пока авторы 2-3 века не описали нисхождение Христа во ад и открытии им выхода из преисподней для праведных. В Индии развитие учения об аде (нарака) было тесно связано с развитием учения о карме, но мотив загробного суда (Ямы) присутствует и там.
Так что современная версия учения о загробной участи развилась довольно поздно, вместе с выдвижением на первый план этических учений и представлений о воздаянии. Учение о карме, особенно в её буддийском варианте, делает процесс более обезличенным и «естественным». Карма как предрасположенность сама влечёт умершего в новое место обитания, даже в адское. В Тибетской книге мёртвых например описывается , как ощущая постоянный холод, умерший стремится согреться и сам устремляется в адское пламя. Буддийский теоретик Васубандху писал, что узники (нараки) остаются в аду только потому что не могут помыслить иное существование. Близким образом описывал этот процесс и известный духовидец Сведенборг – у него грешники чувствуют себя в раю настолько скверно, что сами предпочитают ад, более соответствующий их склонностям и представлениям.
Надо сказать, это процесс вполне соответствует и наблюдаемого в нашем мире. выбор той или иной модели поведения и ценностных установок сами по себе заметно влияют на восприятие человеком своей жизни. Так модели, связанные с тотальной эгоцентрацией, неизбежно приводят к серьёзным психологическим проблемам и открытию внутреннего ада.
Ещё одно буддийское учение говорит о том, что состояния ада (нарака), ненасытного призрака (прета), животного, воинственного титана (асура) или блаженного полубога (дэва) присутствуют потенциально уже в этом человеческом воплощении, сменяя друга как эмоциональные состояния. Уже здесь, в своём бессознательном, мы носим в себе и ад и рай, и переходные версии. И вполне можем испытать их при жизни. Но наличие у нас активного сознания позволяет (хотя и не всегда) делать выбор и выбирать способы действия и отчасти эмоциональные реакции, ведущие в «верхнюю половину» нашего психокосма.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий