Светлые и тёмные или Дэвы и асуры.

Архетипическая реальность

Дэвы и асуры это две враждующие фракции богов в древней арийской мифологии. Причём в Индии дэвы стали богами, а асуры – титанами, существами не абсолютно злыми, но опасными. А в Иране – наоборот, дэвами стали называть исчадия ада, а асур – ахура, стал стали именем сил света. В Скандинавии также богов называли асами, а кельты – потомками богини Дану (в Индии потомками Дану – Данавами, называли асуров) Буддизм разделяет индийский взгляд на асуров-титанов, хотя без восторга относится и к богам-дэвам.

Просто дэвы спокойней и благостней, находятся у власти предаются наслаждениям, в то время как асуры представляют собой «вооружённую оппозицию» и одержимы ревностью и завистью. Но не те, ни другие не представляют собой абсолютно добро и зло. Любопытно что в современных фэнтези (в отличие, например, от мира Толкиена) тоже нет жёсткого дуализма. И «Хроники» Амбера Желязны и «Дозоры» Лукьяненко, по сути описывают именно противостояние дэвов и асуров в соответствии с индо-буддийской традицией. «Светлые» и «тёмные» здесь это две стороны одной медали, две жизненные стратегии. Модель эту можно распространить и на другие области вплоть до политологии.

Мир дэвов иерхичен, ориентирован на традицию, консенсус, альтруизм. И имеет высшей ценностью Любовь. Мир асуров – конкурентен, индивидуалистичен, построен на борьбе всех против всех и имеет высшей ценностью Свободу.

Закрыт ли он для восхождения? Согласно буддизму, нет. Асуры не раз обращались в веру Шакья Муни, им импонировал её прагматизм, атеизм, и дух свободы. В архетипической реальности нашего коллективного бессознательного, пути дэвов и асуров образуют два вектора, проницающих все миры. Они ведут к вершинам, хотя путь асуров опасней и более чреват срывами на третий вектор – инфернальный. На вершинах разница двух восходящих путей сглаживается. Но конечно и тот, и другой относятся к реальности Камалоки – сансарического мира желаний, далекого от просветления.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий