Внутренние и внешние миры.

Архетипическая реальность

Обитателем скольких миров мы являемся? Казалось бы, странный вопрос. Естественно, одного и он же реальный. Философы, э-мм, называют эту позицию «наивным реализмом».

Миров, как минимум, три:
Первый, это реальность нашего сознания – то как именно мы воспринимаем действительность, исходя из своих взглядов. предпочтений, воспитания, ценностей, потребностей, образовательного уровня и кармы.
Второй, это реальность коллективного сознания – те ценности и общепринятые воззрения, правила игры, который диктует нам социум.
Третий, самый загадочный, это реальность бессознательного (личного и коллективного), невидимый режиссёр, который заставляет нас видеть мир именно так. Причём воспринимать без малейшего сомнения, принимать за реальность как таковую, как нечто очевидное и само собой разумеющееся.
Но вот если мы случайно мельком увидим самого режиссёра… Да, вот тут случиться когнитивный диссонанс… программы, которые создают для нас нашу обыденность, сами воспринимаются как нечто причудливое, фантасмагорическое, и наводящие на мысль если не о помешательстве, то о «мистике»…


Как эти миры соотносятся между собой?
Как координируют сферы личного и коллективного сознания проанализировать не так уж трудно. Общество состоит из людей. Ценности, мнения и правила, даже если они выдаются за что-то вечное и безусловное, всё равно «обитают» в конкретных головах. Если, например, ценности «свобода» или «справедливость» в данный момент вторичны по сравнению со «стабильностью» и «безопасностью» авторитарному режиму ничего не угрожает. Он в тренде. Но если вдруг ценности поменялись местами, всё, уже никакая гвардия его не спасёт…
Но вот как «свобода» и «безопасность» обретают ценность для отдельно взятого человека? Почему они становятся экзистенциальной необходимостью, т.е. сверхценностью за пределами здравого смысла и разного рода прагматических соображений? Очень часто мыслительный процесс просто оформляет, обосновывает решение, принятое без всякого его участия.
Какие процессы происходят за пределами плоскости сознания? Почему в аналогичных условиях один человек счастлив, а другой абсолютно несчастен? Можно ли вообще как-то самому наблюдать и направлять эти процессы? Во всяком случае «извне» влиять на бессознательное уже в какой-то степени научились. Но к счастью эти влияния не проникают по-настоящему глубоко. Психология, психоанализ, нейрофизиология добились немалых успехов. Однако, только медитация является самым тонким инструментом исследования и настройки бессознательного и инструмент этот находится в руках самого человека.
Потенциально там присутствуют все миры и все возможности. Быть царём, рабом или гражданином, потребителем или аскетом, фанатиком или мыслителем. Руководствоваться импульсами и невидимыми программами или жить осознанно. Вход во «внутренние миры», строго говоря, это единственный путь к внутреннему миру, миру с самим собой.
Сказанное, отнюдь не содержит призыва к «бегству от мира», «уходу в иллюзии» и т.п. Напротив, сам «реальный мир» воспринимается адекватно, только если человек достиг высокой степени трезвости и ясности, чётко воспринимая и различая разнонаправленные импульсы, идущие «извне» и «изнутри». Только в этом случае можно говорить о зрелом человеке, уравновесившем внутреннее и внешнее и способном принимать ответственные решения.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий