Внутренняя война (мистический взгляд)

Архетипическая реальность

Состояние противостояния всему миру, вечное соревнование, борьба за ограниченные ресурсы, борьба за повышение своего статуса, когда все окружающие воспринимаются как соперники – знакомо? Для многих придерживаться этой позиции,  этой картины мира, и означает «трезво смотреть на вещи», чтобы чего-то добиться и не «пропустить удар». Но это не «естественный порядок», это их собственный мир, та область архетипической реальности в которой они в действительности живут.

Что такое архетип? Это карта внутренней реальности бессознательного открытая психологом Юнгом. Дословно Архетип — это символ, образ вшитый в индивида на уровне «ДНК». Совокупность установок и сценариев накопленная коллективным бессознательным формирует принципы мышления и поведения — архетипическую карту миров бессознательного индивида. И в отличии от знаний и навыков, изменить ее нельзя.

Архетипические миры, описываемые мистическими (и не очень) писателями и посещаемые визионерами-психонавтами присутствуют почти не уловимым фоном и здесь, в нашей повседневности. Это те цветные стёкла, через которые мы, сами того не замечая, смотрим на мир. И таких призм много. Самую привычную мы начинаем воспринимать как прозрачную: мир таков.

Но иногда стоит посмотреть не сквозь стекло, а на само стекло. Тогда мы и видим миры архетипической реальности. В этом отрывке из книги М.М. Александрова описывается один из таких миров-призм – «сфера огня» и его отражение в образах культуры.

Земля войны

Война — сущность этой сферы. И пребывающий в ней либо становится жертвой, либо идёт путём войны.

Власть желания здесь абсолютна, оно приходит с неудержимостью стихии. А неудовлетворённость и создаёт тот адский колорит, который столь характерен для этой сферы. Лишиться желаний здесь означает стать тенью, пустым призраком в сумраке, которой только запах свежей крови возвращает подобие существования.

Но имеющий силу имеет право желать. И должен вести непрерывную войну против всех, кто стоит на его пути. Как говорил Ницше, желание стоит столько, сколько физически стоит желающий. Шанс здесь есть только у воина — того, для кого битвы не тягость, а суть бытия и сама жизнь.

Здесь необходимо сделать различие между путём войны и путём воина. Идущий путём войны — абориген этой сферы, война владеет им, как и другие страсти и аффекты, которые захлёстывают его непрерывно и требуют немедленного удовлетворения.

Путь воина выводит из этой сферы. Это путь дисциплины, способность отстранить свои желания ради конечной цели, истинной страсти. Умение действовать максимально эффективно и безжалостно (в том числе и по отношению к себе). Путь этот может вывести из сферы Огня как в мир богов, так и в мир асуров (В индо-буддийской мифологии асуры — титаны, противники богов-дэвов.). В первом случае война — это сражение добра со злом, битва во имя высшей цели идеала. Во втором — ради первенства и власти.

Но здесь, в сфере Огня, война — это прежде всего война за выживание на пути к цели.

Сила и искусство войны — вот всё, что имеет значение в этом мире, населённом мелкими и крупными хищниками и паразитами.

Сюжеты

«Добро пожаловать в реальный мир, мистер Андерсон…» (К\ф «Матрица»)

Шутер, жанр ужасов, антиутопия… Художественных возможностей для знакомства с описываемой сферой хватает. Но речь пойдёт немного о другом — о ситуации, когда при переходе из «обычного мира» именно мир сферы Огня оказывается по-настоящему реальным и возвращает «реальность» герою, пробудившемуся от полудрёмы «обыденного сознания».

Я не нашёл подходящего термина, поэтому ввожу свой. Я назвал это «точка экзистенции». Это не тот уровень восприятия/сознания, в котором человек привычно и смазано оперирует, владея, как схемой, с детства наработанным навыком. И не тот уровень, который, может быть, ему откроется один или несколько раз в жизни (эволюционная перспектива). А тот, где реальность воспринимается как предельно реальная и жизнь проживается с максимальной интенсивностью. Уровень этот лежит всегда «внизу», как «эволюционно пройденный этап», который на самом деле не пройден: сознание «научили» пользоваться теми или иными инструментариями «более высокого уровня», но на этом уровне сознание ещё «не проснулось». Его пробуждение и обретение реальности самосознания происходит при «возврате», что со стороны может выглядеть предельно иррациональным и ирреальным. Только там душа «по-настоящему» проходит свой путь. И  точка экзистенции очень часто лежит именно в земле войны и в области распада.

Нигредо

Часто мир этот в той или иной степени жуток или тошнотворен.

Примером «встречи», пугающей и, видимо, бессмысленной, случайно открывающей герою изнанку реальности, может служить творчество Лавкрафта. Его мир, управляемый кошмарными и полубезумными богами, — восприятие этой сферы «из неё самой».

Путь воина

Другой важный сюжет — обретение героем пути воина. Оказавшись в невообразимой жуткой ситуации, герой учиться действовать безжалостно и эффективно (порой под руководством опытного наставника).

Иногда этот путь ведёт вовне (к «абстрактной цели»), как в фильме Джармуша «Мертвец».

Иногда герой спускается в этот мир сознательно во имя великой цели (как гласит иудейская мудрость, путь к Древу Жизни ведёт через Геену).

Иногда герою удаётся стать одним из «демонов», а не жертв этого мира (что часто связано с сюжетом о мести или борьбе за сокровище).

Интересна в этом смысле эпопея о Тёмной башне Стивена Кинга. Герой этой истории — сам воин-наставник, идущий к абстрактной цели. Но выйти из круговорота земли войны он оказывается не в состоянии (потерянный рог — утрата той части себя, которая делает войну священной).

Полковник Курц в фильме «Апокалипсис сегодня», став «демоном», исчерпывает себя и выбирает смерть.

Нео в «Матрице» идёт дальше, хотя мир тот же и присутствует сюжет обретения пути воина. Но здесь «изнанка» реальности раскрывается куда яснее, поскольку почти с самого начала ясна паразитическая сущность «мира машин» («демонов»). Открывающийся в конце путь самопожертвования выводит воина на «путь богов» (акт самопожертвования открывает двери сферы Огня, потому что разом отвергает все её законы).

Абсурд

Другие сюжеты связаны с восприятием этого мира как мира абсурда и распада (а не мира войны). Такое восприятие подразумевает высокую способность к абстрактному мышлению.

Это уже отчасти «ад ума», избавляющегося от вовлечённости в сферу витальных желаний. То, что ум видит здесь, — это уже обломки, но и они обладают затягивающей инфернальной силой дурной бесконечности. Это трясина, в которой завязли герои Кафки. Мир Абсурда, кошмара ищущего выход разума.

Иногда эти миры являются во сне, иногда наяву. И порой стоит задать себе вопрос: а не стал ли я пленником этой сферы?

Путь мистика ведет методично этап за этапом через карту архетипов — миры бессознательного и переводит ум на режим совершенно иного функционирования. Но это уже совсем другая история …

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий