Что общего между христианством, буддизмом и исламом?

Духовные традиции

Буддизм возник в 6 в. до н.э.. христианство в 1 веке, ислам в 7-м. Отличия между ними существенные. Между исламом и христианством сходство больше, поскольку они относятся к «авраамическим религиям». Их объединяет учение о едином Боге, бессмертии души, воскресении и страшном суде. Но Буддизм не признаёт ни Бога, ни душу.

Но всё же сходство есть. Все три учения являются религиями, поскольку признают посмертное существование. Они относятся к «осевым» религиям, поскольку проповедуют воздаяние и имеют сходные этические заповеди. Хотя если в христианстве акцент на «делай добро», в то время как в буддизме скорее на «не делай зла», заповеди: «ни убий, ни укради, ни прелюбодействуй» актуальны для всех трёх.

Но есть ещё один элемент присутствующий и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и равно в иудаизме, индуизме, даосизме…Это психопрактика: те или иные формы медитации. Правда в буддизме она обязательна для всех монахов, в христианстве – избирательно, в исламе практикуется в суфизме, признаваемом не всеми направлениями. Но так или иначе, вершиной религиозной, духовной жизни всюду является «духовное делание»: специальные приёмы трансформации психики. Во всех системах обычное, «не-трансформированное», состояние признаётся «падшим», не пригодным для достижения высших целей. Конкретные применяемые техники и цели практики могут быть очень разными. Общность их связана с использованием единых механизмов работы человеческой психики.

Как правило собственно духовной практике предшествуют стадии этическая и аскетическая. Т.е. безусловная нравственность, строго соблюдение заповедей и самоограничение, сознательный отказ от обычных земных желаний и импульсов. формируется устойчивая мотивация на достижение «запредельных» целей. Потом происходит «интровертирование» переключение внимания с внешнего мира вовнутрь. Теперь происходит отслеживание и пресечение импульсов, связанных с обычным – эгоцентрированным сознанием и его активностью. В буддизме это практика випассаны, в православном христианстве – «трезвение». Достигнутое глубокое внутренне спокойствие, тишина, не отвлечение, позволяет перейти к более глубоким стадиям практики. Высшие стадии сосредоточения, собранности ума в буддизме именуются дхьянами (джханами), в христианской аскетике речь идёт о последовательных стадиях: концентрации, медитации, созерцания и восхищения, в суфизме о «долинах» отрешения, единства, удовлетворения и эстаза/восхищения. Результатом практики является остановка эгоцентрированного сознания и «включением» иного – высшего. В суфизме при этом речь идёт о растворении эго, в буддизме о постижении его «пустоты», в православном христианстве об обожении.

Ныне этические учения мировых религий в значительной степени стали достоянием светской этики. Всё в большей степени это относится и к психопрактике. Хотя конечно ни одни религия не признаёт её ценности вне традиционной сотериологии (т.е. учении о спасении), техники управления собственным умом оказались важны и для достижения вполне посюсторонней цели гармоничной, спокойной, радостной и продуктивной жизни.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий