Дао

Духовные традиции

Дао дэ цзин – удивительная книга. Переиздают её чуть ли не чаще, чем Библию. Число переводов только на русский уже несколько десятков (на английский, уже, наверно, сотни). И всё время остаётся что-то загадочное, неуловимое. Но зачем-то она всем нужна, книга отрицающая все европейские ценности и приоритеты. О чём она? О Дао и Дэ, естественно! А что такое Дао? «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао». Это самое начало, первая же строка.

Дао это Путь. Когда он есть, «всё идёт путём». А когда «всё идёт путём» – это Дэ – гармония, благодать. Но словами не ухватишь. Назвал, а он уже изменился. Путь есть только сейчас, оформил в формулу – ускользнул, осталась только бесполезная формула. «Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя».

Дао-Путь это то, что предшествует всему, предшествует первому шагу. Потому что, сделал шаг, уже выбрал вариант, вышел в мир, создал мир. И этот мир стремительно оформляется, обрастает образами, знаками и словами. «Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.» Потому что имя, знак, слово, это то, с помощью чего мы создаём мир, нашу версию мира, «все вещи». Через посредство имён мы включаем его в сознание. Всё встаёт на своё место. Вот я, а вот они… «Идут солидно, идут бесцельно, Направо глянут, потом налево. Всё существует для них раздельно: Вот дом… вот лошадь… вот Страх… вот Ева…» (Тувим)

Но дальше неожиданный поворот: «Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме.» Страсти это то, как мы относимся. Потому что знак, имя, это ещё не всё. И дом и лошадь, существуют относительно нас, притягивают, раздражают, вызывают желание, делятся на моё и пока ещё не моё. именно это отношение, «страсти», и завершают создание мира. Не будет страстей, выцветут цвета и знаки-имена. И за ними проступит, то что нельзя назвать, да и увидеть тоже. Но в этом и есть тайна Пути.

«Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному».

«Оба они» это неназываемое и названное. До и дэ. Невидимый Путь и видимая Гармония, когда он есть. Чудеса не там и не там. В пустоте Дао, не о чем говорить, в мире вещей всё уже сказано. А вот переход, когда Вещи проступают из Ничто, это и есть момент, когда нет ничего невозможного… Искусство жить, это умение оставаться на грани, видеть вещи, и видеть их относительность. Пользоваться вещами и не попадать от них в зависимость. Знать имена, и не становиться их слугой…

Дэ

Недеяние

Автор: Максим Александров.

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий