Древние буддисты разбирались в генетике и квантовой теории?

Духовные традиции

Сами по себе такие темы буддийских монахов, конечно, не интересовали. О разных занятных вещах они упоминали в своих трактатах мимоходом.

Фа Цзан – третий патриарх школы Хуаянь (7 век), замечает: «В глазах, ушах, суставах льва, во всех его волосках, и в каждом их них, содержится лев. Все его волоски, имея в себе льва, одновременно содержатся в одном волоске», «Все части льва, вплоть до каждого его волоска…включают в себя целого льва». Уж не о ДНК ли идёт речь?

Второй патриарх той же школы – Чжи Янь, приводит пример с мельчайшей пылинкой, которая вмещает в себя весь огромный мир, оставаясь микроскопической. Спустя тринадцать веков ленинградский физик А.А. Фридман создаёт теоретическую модель «закрытого мира», искривившего пространство – мира, который для внешнего наблюдателя будет не больше элементарной частицы. В 1966 академик Марков назвал такие частицы фридмонами, показав отсутствие принципиальных противоречий в возможности существования вселенных, заключенных в сколь угодно малых областях пространства. А сравнительно недавно была выдвинута гипотеза, что все элементарные частицы могут быть чёрными дырами…

Можно вспомнить и о парадоксах квантовой теории и теории относительности. Например, «эффект наблюдателя», меняющий состояние квантовой системы. Чжи Янь писал, что, когда наблюдается истинная природа предмета внешняя/иллюзорная скрывается и наоборот. А буддийский философ Нагарджуна (2 в.), что все вещи существуют только в зависимости от других вещей, взаимообуславливая друг друга…

Есть еще одна интересная тема — упоминания Будды о калапах. Калапы — это мельчайшие частицы, в 10 000 раз меньше пылинки, из которых состоит все вокруг. Промежуток жизни калапа составляет мгновенье, а время моргания глаза триллионы таких мгновений. Практикующие достигшие в медитации випассана определенного уровня становятся способными воспринимать эти частицы в прямом опыте непосредственно. Тем, кто проходил ретриты по Гоенке хорошо знакома эта тема, являющаяся частью теории изучаемой на ретритах.

Попутно в третьем разделе Абхидхармакоши Васубандху рассказывает о возникновении государства как следствии развития института частной собственности и об общественном договоре, о мировых войнах, периодически уничтожающих цивилизацию на Земле. О том, что жизнь на Земле исчезнет постепенно, когда солнце начнёт увеличиваться в размерах и испепелит всё…

Откуда вообще древние буддисты могли знать всё это?

Популярная версия – наследие тех самых сгинувших цивилизаций, или палеоконтакт (благо о неземных существах в буддийских источниках тоже есть масса сообщений).

Но рискну предположить, что ответ не лежит на поверхности и тайна более глубока. Эта тайна в буддийской (и не только буддийской) медитации, настройке собственного ума, позволяющей выйти за пределы ограничений времени и пространства, за пределы дихотомического мышления к мышлению парадоксальному, мгновенному ведению истины. И, в конце концов, к тому, что в буддийских текстах-сутрах называется «запредельной мудростью».

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий