Недеяние

Духовные традиции

Дао

Дэ

Даосское понятие «недеяние» имеет разные аспекты. В том числе и общественно-политический. Скажем сразу, рецепт такого управления идеально противоположен «прогрессу». Ведь, если честно, наш прогресс чертовски дорого стоит. Именно он вывел мир из экологического равновесия-гомеостаза. И для того чтобы исправлять проблемы, вызываемые прогрессом, нужен дальнейший прогресс. Как в Африке: уменьшили смертность, началось перенаселение, население умирает от голода, разовьёшь сельское хозяйство – начнётся экологическая катастрофа (сведение лесов, опустынивание ) и т.д.

«- У нас, — сказала Алиса, с трудом переводя дух, — когда долго бежишь со всех ног, непременно попадаешь в другое место. — Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» (Кэролл)

Конечно, если бы все следовали Дао Дэ Цзин, прогресс бы не состоялся вообще: «Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа».

Что, в данном случае, недеяние? Это именно отсутствие стремления к усовершенствованию. Потому что развитие достигается только за счёт неравенства, а неравенство порождает конфликты (столь ценимую нами «движуху»). Потому что, что такое «почитание мудрецов»? Это выдвижение людей по принципу ума, знаний, сообразительности. Но глупых и неуспешных-то всегда много больше. Возникает зависть, неудовлетворённость. Чем больше демонстрируется чужой успех и его достижимость (только поднапрячься!), тем больше стресс, разочарование, комплексы, обиды. Ведь реально то шансов для всех нет, это конкурс.

Наличие «редких предметов» тем паче. Показывайте побольше по телевизору и в блогах западное процветание, а потом удивляйтесь терроризму и потокам «беженцев»… Поэтому рецепт действительной стабильности такой: «Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных] пустыми, а желудки — полными. [Его управление] ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие».

Сердце – это ум по-старокитайски. Потребности удовлетворяются, новые не появляются, Воля (к ним) не реализуется. Нет знаний и страстей, нет прогресса. Те кто имеют знания, держат их при себе. А то ведь как Губермана всегда получается: «Возглавляя партии и классы, лидеры вовек не брали в толк, что идея, брошенная в массы, — это девка, брошенная в полк»…

Но только уже поздно… Слишком далеко мы зашли по пути прогресса, слишком много нас стало, и в неолит никак не вернёшься.

Но возможно и другое, прочтение текста. Пустое сердце и полный живот, читается даосскими практиками как освобождённое от мыслей сознание и собранная (в нижнем даньтяне) энергия. Освобождение от знаний и страстей – не растрата её на главные расходные статьи (сильные эмоции, страстные желания, постоянное овладение новыми знаниями). И тогда приходит спокойствие. Это и будет недеяние. Можно медитировать. Сосредоточиться на существенном….

Автор: Максим Александров

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий