Преодоление страха — медитация

преодоление страха Физиология

В 1955 году известный норвежский исследователь Тур Хеердал проводил раскопки на острове Пасхи. Своём рассказе об этой экспедиции он мимолётно заметил:
«После ухода «Пинто» жизнь на острове быстро вошла в обычную колею. Коконго еще не успела распространиться.

Коконго — великое бедствие, непременный спутник контакта с материком. Она появляется и исчезает с неумолимым постоянством. После визита военного корабля месяц-два в деревне свирепствует грипп, который дает осложнения на голову, грудь, желудок. Болеют все, инфекция никого не минует, и ни один год не обходится без смертных случаев».

В 1918-19 гг. пандемия «испанского гриппа» – испанки – унесла от 50 до 100 млн. человек. В т.ч. 25 миллионов умерли в первые 25 недель эпидемии. Летальность была 10-20% от числа заболевших.

Не станем вспоминать средневековые эпидемии. Достаточно вспомнить, что мы и смертельные вирусы живём на одной планете уже очень давно. Едва ли стоило рассчитывать, что, освоив новые технологии, мы уже «стали как боги», неподвластные природным процессам.
Но реакция общества на последнюю пандемию, показывает, что в кое в чём мы изменились. Мы в принципе не готовы к тому, что правительства в чём-то бессильны. Великий Карантин и самоизоляция это эксклюзивная реакция именно нашей эпохи.
Но сама наша психологическая реакция на невидимого врага конечно не уникальна. Любая массовая эпидемия имеет отношение не только к вирусологии, её сопровождает массированная атака на психику. И она бывает не менее опасна. Любая паническая волна это «снижение энергии» на всех этажах психики. А чем хуже наше общее энергетическое и психическое состояние, тем слабее иммунитет.

На уровне «рептильного» ума мы получаем постоянные сигналы опасности (идущие в основном через СМИ), переводящие в режим «беги» или «замри». Страх как доминирующее чувство, конечно может быть полезен как стимул, но он же толкает на действия часто иррациональные и даже вредные. Но хуже всего, когда он переходит в апатию, парализующее ощущение бессилия.

На уровне эмоционального ума мы испытываем сильный дискомфорт, связанный уже с режимом «самоизоляции», причём с неопределённой перспективой на будущее. В мгновение ока мы лишись множества привычных развлечений-удовольствий. Под ударом оказалась и важная для нас зона ближних контактов.


В волевой сфере ситуация стыда за собственное бессилие может переходить в более энергетичное, но не более конструктивное состояние гнева, раздражения, поиски виновных или, например, бешенство в отношении тех, кто карантинные меры не соблюдает. Или даже в отношении инфицированных.

С другой стороны, на уровне рассудка возможно развитие чувства вины, у тех, кто заразил близких и знакомых. Или просто ужас от самой возможности такой ситуации.
Сам этот набор эмоций для очень многих и так является базовым. Но в условиях длительного стресса он становится просто опасен для психики.
Единственно рациональное поведение здесь это стараться повысить этот самый энергетический уровень/эмоциональный фон для оптимальных для выживания и социальных взаимодействий уровня.

Это уровень храбрости-спокойствия-готовности.

1. Храбрость это не «безумство храбрых» . Это способность к действию в условиях трудной ситуации, в т.ч открывающая возможность рационального поведения.
2. Спокойствие – это способность перейти от тревог по поводу будущего и сожалений о прошлом к осознанности и удовлетворённости в настоящем моменте. А конкретно сейчас скорее всего ничего ужасного с вами не происходит.
3. Состояние готовности – это ясное сознание того, что вы сможете эффективно действовать в любой ситуации и готовность помочь.

Конечно значительно проще это сказать, чем сделать. Рационального решения тоже отнюдь не достаточно. Наши мысли и эмоции не работают по команде рассудка. Реакции в большинстве случаев связаны подсознательной памятью и пережитом ранее опыте стресса, формирующей устойчивую привычку реагировать строго определённым образом. Но есть тонкие способы настройки психического состояния – с помощью медитативных техник.

Медитация — это замечательный инструмент победы над страхом!

Вынужденный затвор можно рассматривать и как дар судьбы, возможность остановить неконтролируемый бег событий в который мы вовлечены независимо от своей воли. И вечно не хватающее время для того чтобы заняться собой, гигиеной ума, овладеть навыками психопрактик, которые так необходимы в жизни.Тратить время на страх и внутренний дискомфорт это самый бессмысленный способ им распорядиться. В конце концов, не случайно, в буддизме ваджраяны, нашу Землю/Солнечную систему называют Миром Бесстрашия.
И никто не обещал, что будет легко…

📜 Автор: Максим Александров

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий