Работа с бессознательным. «Социальные программы» психики.

Архетипическая реальность

Четвертая статья цикла «Искусство управления стрессом и эмоциями» (третья статья доступна по этой ссылке)


Как вообще можно работать с бессознательным? На каком языке с ним разговаривать?
Ведь раз оно бессознательное, то значит не осознаётся.

Но методы есть. И некоторые из них очень древние, которыми пользовались ещё шаманы.

Когда мы встречаемся с бессознательным? Чаще всего во сне. И у шаманов есть такая техника, как осознанное сновидение. Сон продолжается по своим законам, но сновидящий может там действовать как наяву – последовательно, выбирая вариант поведения, переходя, не теряя нити из одного сна в другой…

Вот направленная работа с бессознательным часто напоминает осознанное сновидение наяву.

Ведь бессознательное не говорит на языке логики. Оно не подчиняется командам. Оно общается скорее на языке образов, которые сознанию приходится расшифровывать.

Поэтам проще. Язык настоящей поэзии с её метафорами, символами, свободными ассоциациями, похож на этот язык, как и язык древней мифологии.

Но если вы не поэт, просто согласитесь с тем, что большая часть вашей психики функционирует независимо от вас и по другим, непривычным законам. Когда оно пытается говорить с вами (с вашим сознанием), оно будет говорить через повторяющиеся сны, появляющиеся образы и т.п. Это значит что-то там назрело. Обычно же бессознательное передаёт свои команды непосредственно, вы просто обнаруживаете что что-то хотите, как-то к чему-то относитесь, совершаете какие –то действия (а потом объясняете себе зачем вы и почему вы это сделали).

Для того чтобы взаимодействовать с бессознательным есть два способа, первый больше на приём, второй – на передачу.

Первый – это метод активного воображения. Это не фантазирование. Это настройка того самого осознанного сновидения наяву, когда вы даёте образам бессознательного появляться спонтанно и беспрепятственно. С помощью этого метода можно проникать в архетипическую реальность, где содержание бессознательного предстанет как целый мир, целая система миров, по которым можно совершать длительные путешествия. Художники, писатели, мистики не раз пользовались этими маршрутами. Занятие это далеко не бессмысленно. Ведь эти «страны» напрямую соотносятся  с этажами психики, непосредственно влияющими на наше восприятие мира и способы реагирования. Именно в таких странствиях вы можете повстречать лицом к лицу свои проблемы, свои субличности, богов и демонов личного и коллективного бессознательного.

Второй метод – это метод визуализации. Здесь вы сами создаёте образы, которые хотите довести до бессознательного.

Для этого используется:

  1. Во-первых, язык картинок. Поскольку большая часть информации идёт к нам через зрение, обычно это визуальный образ. Создайте визуальный образ, того что вас тревожит. а потом корректируйте его, как художник дорабатывает эскиз. Можно и не визуальный. Тогда представьте себе проблему как телесное ощущение. Ведь любое психическое состояние имеет конкретное выражение в теле. И меняйте его, для этого есть разные техники.
  2. Во-вторых, язык пространства. Ведь окружающий нас «реальный мир» это тоже набор картинок. Мы не просто воспринимаем вещи, ситуации и других людей, мы к ним относимся. Все они существуют для нашего бессознательного в виде образов, приятных, неприятных, значимых, второстепенных. Используя направленную визуализацию, можно увидеть это символическое пространство, где, всё окружающее нас будет расставлено в определённой иерархии. Причём меняя их местами, передвигая ближе, дальше, вправо, влево, мы передаём сообщение бессознательному о том, что хотим изменить отношение к этому явлению.
  3. Наконец, в третьих – язык символов. Содержание бессознательного можно расшифровывать и программировать через различные символические системы: восемь триграмм, колоду Таро, руны и т.д. и т.п.

Всем этим занимаются самые разные психологические школы.

Помимо того, чтобы решить конкретную проблему – стресса, дискомфорта, враждебности и т.д., иногда нужно взглянуть на неё «сверху», с более высокого уровня.

Дело в том, что все проблемы существуют не в бессознательном вообще, а привязаны к тем или иным его «этажам».

Об этих этажах я уже вкратце упоминал. Кроме физического бессознательного, это три этажа биологических программ и три – «социальных».

Фрейд называл первые – Оно, а вторые – Суперэго. А сознание – Эго – вечно мечется между противоположными сигналами сверху и снизу: тем как хочется внутреннему животному и тем, что диктуют правила общества и его ценности (тоже усвоенные бессознательно – это называется социальный гипноз).

Но к сексуальности и танатосу (воле к смерти, по Фрейду) биологические программы конечно не сводятся, как и социальные – к морали и запретам.

Можно сравнить каждый этаж с радиостанцией, которая ведёт вещание в соответствии собственными ценностями и установками, которые отличаются очень сильно. А сознание с приёмником, который настраивается то на одну, то на другую волну. Если настройка относительно устойчива, это и определяет взгляды и поведение человека.

Про биологические программы (область необходимого) говорилось в предыдущей статье. Это «этажи»: 1. выживания, 2. желаний и близких контактов (изначально связанных с задачей размножения) 3. доминирования (лидерство в стае, и нашей стаи на данной территории).

У человека они уже не совсем биологические, т.е. завязаны на символы.


«Социальные» программы (это область должного) тоже имеют три этажа:
4-социального лица, 5-личности, 6-духовности.


4-й этаж — это Супер-эго в самом ярком выражении– набор безусловных правил, принятых на веру, понятий добра и зла, обязанность и стремление быть хорошим, идентификация с большими коллективами («нашими», не зависимо от того знакомы вы лично или нет). С ним связан самый классический невроз – не соответствие желаний эго заявленным ценностям и, соответственно, чувство вины.
5-й этаж – это область личных решений и самореализации, личной ответственности за выбор.
Здесь основная проблема связана с несоответствием эго своим собственным ожиданиям.
6-й этаж –область коллективной совести, сострадающего гуманизма. Главная проблема здесь – несоответствие мира, с его законами, внутренним стандартам, чувство общей вины и коллективного стыда за действия, совершённые другими.
 
Именно на этих этажах и расположен наш внутренний музей образов и ценностей – Модель Мира, с которой мы непрерывно соотносим себя и окружающих. Выводы при этом обычно печальны. Вырваться из него можно только поняв, что образ мира — это не сам мир.

Что происходит с человеком, который «застрял» на определённом этаже? Как он думает, что он ценит, как воспринимает окружающее?

1-й «этаж» начинает доминировать обычно в самых экстремальных ситуациях. Такой человек выживает любой ценой и не считаясь ни с чем.

2-й «этаж» проявляет себя чаще. Если он доминирует, это жизнь на волнах страстей и эмоций, желаний требующих немедленного удовлетворения, «стайное поведение», слепая приверженность ритуалу. Но относительно «первого» это более высокий уровень, например, здесь человек уже не будет спасать себя ценой гибели близких. Поэтому если в кризисной ситуации удаётся задействовать его, поведение становится более «человеческим».

«3-й этаж» даёт возможность выйти за пределы предельно узких понятий «принятого» и чисто потребительских установок. Здесь действуют такие понятия как честь, слава, этикет. Но, при доминировании этого уровня, человек живёт в состоянии вечной войны, ограниченной лишь временными перемириями. Самоутверждение, зависть, ревность, месть являются главными мотивами.

На 4-м появляются более сложные мотивации, связанные с принципами добра и зла, соотнесение своего поведения не только с «понятиями», но и с моральными установлениями, кодексами поведения. здесь человек стремиться «быть хорошим». Активно включаются в жизнь символические понятия (такие как Родина, истинная вера, верность царю и т.д.). Но сами символы почитаются точно также, как и то что они обозначают, они более реальны, чем люди. Поэтому, например, оскорбление знамени может караться смертью. Здесь очень много всего священного, а «боги» этого этажа чрезвычайно обидчивы.

5-й «этаж» позволяет взглянуть на вещи более широко. Он уже не «зависает» так жёстко на символах, а ищет суть, способен к трезвому анализу, логике, научному исследованию. Но подсознательно принятые установки действуют здесь не менее жёстко. Например, нацеленность на успех и достижение, жёсткое деление людей на «успешных» и «неудачников», «элиту» и «быдло». Жёсткая приверженность тем взглядам, к которым сам в своё время пришёл. Беспощадность к людям и природе во имя эффективности и достижения намеченных целей. Жесточайший невроз, если сам человек не дотягивает до принятых им параметров успешности.

6-й «этаж» даёт возможность увидеть ситуацию со стороны, не только со стороны оппонента , но со стороны третьего наблюдателя. Он даёт возможность относится с состраданием даже к тем, чьих позиций ты не разделяешь. Но всё же деление свет и тьму здесь присутствует ещё довольно жёстко. Тем не менее взгляд с этих позиций даёт развязаться очень многим узлам.

Однако география бессознательного этими двумя обширными областями (биологического и социального) и их 6-ю этажами не ограничивается. Есть и третий ярус, с которым К.Г. Юнг связывал понятие Самость. Он связан со способностью увидеть границы собственного эго и выйти за их пределы. И многие неразрешимые и травмирующие проблемы  разрешаются там сами собой. Способов связаться с этими этажами помимо медитации очень немного…


  • Первая статья доступна по этой ссылке
  • Вторая статья доступна по этой ссылке
  • Третья статья цикла находится здесь
  • Пятая статья размещена здесь
  • Шестая статья доступна по этой ссылке

Автор: Максим Александров

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий