Как организовать для себя индивидуальный ретрит медитации в домашних условиях (затвор)?

Инструкции

Ретрит – это важный и даже необходимый этап практики. Действительно серьёзное продвижение требует собранности и тишины, минимума отвлечений. Несколько дней углублённой практики на ретрите дома могут оказаться важней, чем месяцы фрагментарных занятий. Ключ к длительным сессиям медитации и высшим опытам — состояние безмятежности. В бытовой суете оно труднодостижимо. 

Если в силу внешних обстоятельств поездка на выездной ретрит невозможна, можно организовать себе собственный мини — ретрит дома.

Во время такого индивидуального ретрита имеет смысл использовать те методы медитации, которые вами уже хорошо освоены, постепенно переходя к длительным, многочасовым сессиям. В методиках нашей школы схема практики на ретритах ниже.

Схема медитации:

  1. Практика медитации метта: любящая доброта излучается последовательно в шесть сторон, в каждую минут по пять, а потом 5-10 минут во всем стороны.
  2. Практика наблюдения за умом: ко всем замеченным напряжениям и мыслям применяется Техника Расслабления (ТР).
  3. Практика осознанности: на самых глубоких уровнях медитации нематериальных джхан (дхьян) в качестве объекта концентрации используйте:
    1. Перемещение внимания ума от объекта к объекту.
    2. Сами объекты.
    3. А также состояния, в которых находится ум. 

Вероятные препятствия: 

  1. Отвлечения: на телефон, на еду, мысли о том сколько времени, внезапно приходящие интересные идеи и т.д.
  2. Выход из медитации раньше, чем реально достигнут порог возможностей.
  3. Болевые ощущения. Это ментальные боли, они возникают, когда уму что-то не нравиться. За пару дней, даже если медитировать ни разу не покидая стул, серьезных травм себе не нанести.  
  4. Состояние тревожности, предчувствие беды и т.д… Всё это — игры ума.
  5. Раздражающие помехи:
    1. Посторонние звуки; 
    2. Чесотка и зуд; 
    3. Неудобство позы и т.д. 

Это нормально, для всего этого есть Техника Расслабления (ТР).

На глубоких уровнях медитации страхи могут усилиться, ум пугается новых состояний, это: 

  1. Страх перехода в ниродху (остановка сознания) – это страх смерти, самый страшный наш страх (в данном случае мнимый, но ум об этом не знает); 
  2. Глубинный подсознательный страх «я этого не достоин». Разрешите себе в самом начале всё, включая самые экстатические переживания и высшие состояния сознания.  
  3. Само желание войти в состояние ниродхи и Ниббаны. Это самое тонкое и труднопреодолимое препятствие.

Наконец между сессиями медитации возникнет сильное искушение вернуться к обычному режиму «думания». Ум будет стремиться «отыграться» за долгую тишину и потоки мыслей могут быть просто неостановимы. Важно ко всему методично применять ТР, столько раз сколько потребуется. Препятствия на индивидуальном ретрите в домашних условиях — это нормально, важно просто продумать все возможные ловушки и настроиться на практику. 

Длительность сессий: 

Помните: медитировать много часов подряд мешает только собственный ум, его системы защиты. Никакой особой подготовки для этого не нужно, только внутреннее разрешение. Причём чем глубже вы будете погружаться, тем меньше будет хотеться прервать медитацию. 

На длительных выездных ретритах, на которых «некуда деться» все без исключения сидят многие часы без всякой подготовки.  

Что помогает: намерение – твёрдое намерение сидеть не меньше n-часов. Можно даже назвать это не намерением, а разрешением себе сидеть долго.  

На второй день ретрита медитировать 3+ часа становиться вполне возможным. Очень хорошо если будет хотя бы одна сессия дольше 4+ часа. Однако если «не идёт», то можно сдать чуть назад.  

Важные нюансы: 

  1. Устройте так, чтобы вас никто не побеспокоил, не было никаких контактов с людьми. Оптимально отключить даже звонок на двери. Предупредите близких, что уходите на индивидуальный ретрит и с вами все будет в порядке; 
  2. Телефоны и другие устройства коммуникаций отключите, упакуйте и уберите. Пообещайте себе обойтись без них; 
  3. Приготовьте часы с будильником, но не на телефоне; 
  4. Не используйте таймер во время медитаций; 
  5. Строго придерживайтесь расписания подъёма и отхода ко сну; 
  6. Старайтесь не есть после обеда и не есть совсем после 18:00; 
  7. Важно перерывы в расписании использовать для сна; 
  8. Продумайте заранее меню и всё необходимое для быстрого приготовления простой пищи; 
  9. Распечатайте тексты для ретрита и расписание; 
  10. Подготовьте стул или кресло для медитации. Оптимально сделать большой мягкий слой из подушек под таз и приготовить твёрдый валик для упора в крестец и поясницу; 
  11. Используйте беруши если нет возможности полной шумоизоляции. Хороший вариант беруши Moldex;
  12. Чтобы тело отдыхало и восстанавливалось, важны прогулки быстрым шагом и зарядки. Однако если есть вероятность встречи с людьми, то на прогулки лучше не выходить, это будет «включать ум». Для медитации в ходьбе можно использовать хождение по кругу в помещении в течение 10 минут; 
  13. Для восстановления между сессиями можно использовать также душ, пранаямы и зарядку;  
  14. Формируйте твёрдое намерение с утра на весь день и перед каждой медитацией.  
  15. Продолжайте практику метты перед сном. Оптимально медитировать в сон лежа на спине до сильной сонливости. Далее переходить в привычную позу для сна. 
  16. Идеальное время для пробуждения – 5:00. Если режим не позволяет, то можно сместить время подъема час или два. Пример распорядка дня ниже:

Чтение:

В затворах и на ретритах дома создаются уникальные условия для глубокого понимания практики. Рекомендуем читать первоисточники по вечерам в перерывах. Эффективность восприятия информации увеличивается если читать, вслух сидя в медитативной позе.  

Список материалов для изучения:

  1. Анапанасати сутта: Маджхима Никая 118 – фундамент практики.  
  2. Опоры осознанности. Сатипаттхана-сутта: Маджхима Никая 10 – фундамент практики.  
  3. Буддийская сутта о не-я: Шесть Шестёрок: Маджхима Никая 148 
  4. Буддийская сутта о зависимом возникновении: Махатанхасанкхая – Сутта: Маджхима Никая 38. На ретрите у вас появиться возможность «увидеть» звенья ЗВ через прямой опыт.   
  5. Статья: Зависимое возникновение и причины страдания, а также статья о восьмеричном пути.  

Так вы сможете немного побыть буддийским монахом и достичь по–настоящему глубоких результатов практики 🙂

📜  Авторы: Максим Сати, Максим Александров

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий