Медитация. Как правильно работать с помехами? — лучшие техники.

Инструкции

Независимо от того какой тип медитации мы практикуем, мы сталкиваемся с «блужданиями» ума, всевозможными помехами и отвлечениями в каждой сессии медитации. На продвинутых этапах пути практики, почти у каждого наступает момент когда интерес и мотивация значительно снижаются, замедляется прогресс, а иногда и полностью останавливается.

В этой и связанных статьях, вы найдёте рецепты как преодолевать такие препятствия, а также как останавливать внутренний диалог, и в медитации, и в повседневной жизни. Эта инструкция может стать замечательным дополнением техники медитации для начинающих и продвинутых практиков.

Весь спектр помех можно отнести к 5 категориям:

  1. Сонливость, вялость ума;
  2. Возбужденность и неугомонность ума;
  3. Сомнение (в себе и своих способностях, в практике, в наставнике и т.д.);
  4. Чувственное желание (я-хочу, мне это нравится);
  5. Отторжение (я-не-хочу, мне это не нравится).

1. СОНЛИВОСТЬ И ПРИТУПЛЕННОСТЬ УМА.

Вместе с возбуждённостью ума, это самая частая помеха в медитации. Если у вас не энергетический психотип, то эта помеха будет с вами большую часть длительных медитаций.

В целом эта помеха посещает всех без исключения медитирующих, от новичков до практиков с опытом ниродхи и просветления.

Это наиболее труднопреодолимое препятствие в медитации для новичков, а для продвинутых практиков, это частая причина преждевременных выходов из медитации.

Причины возникновения этой помехи:

  1. Недостаток энергии.
  2. Недостаток осознанности.
  3. Недостаточный внутренний приоритет медитации.

Как проявляется:

🔸 Если помеха не сильная, как замутнённость восприятия с появлением мыслей непонятно о чём.

🔸 Если сонливость сильная, как провалы в сон с появлением мыслей, голосов и картинок.

🔸 Если очень сильная, добавляются клевки носом и провалы в более глубокие фазы сна.

Как преодолевается:

🔸 Медитациями с утра и медитациями сразу после сна (при медитациях часами).

🔸 Повышением интереса к происходящему в медитации. Это очень похоже на подкручивание резкости в бинокле. Как только вы делаете намерение «мне это интересно», «система» выдаёт вам немного энергии. Интерес — ключевой фактор в управлении вниманием.

🔸 Усилением концентрации и фокуса на объекте медитации (ощущениям от дыхания, смотрении, метте).

🔸 Применением к сонливости инструмента остановки мыслей — Технику Расслабления. Если сонливость не сильная, то через несколько минут она отступит. Появится ясность восприятия.

🔸 При сильной сонливости «отпусканием» себя. Подход прост — позвольте себе клевать носом и уходить в сонливость, не сопротивляясь этому. Поначалу это может быть очень утомительно, однако важно помнить, что сонливость рано или поздно пройдёт и на смену ей придёт очень ясное и глубокое состояние. Когда вы несколько раз преодолеете сонливость таким образом, вам станет это делать намного проще.

Сонливость это не причина прекращать практику. В длительных медитациях сонливость может длиться 30, 40 и более минут и возникать повторно. Если вы пройдете её, то окажетесь сразу на несколько уровней глубже и появляется предельная ясность восприятия. Нужно просто научиться её преодолевать.
 

Притупленность ума.


Техническая цель медитации в развитии непрерывной осознанности и концентрации. Если в практике вы проваливаетесь в приятные состояния без мыслей и у вас пропадает нить дыхания, значит уровень концентрации и осознавания упал и вы оказались в сети тонкой притупленности. Подход к её преодолению аналогичен работе с легкими формами сонливости.   

2. ВОЗБУЖДЁННОСТЬ И НЕУГОМОННОСТЬ УМА.

Основная помеха энергетических психотипов личности.

Как проявляется:

Неудержимое обилие мыслей, перевозбуждение, желание почесаться, пошевелиться, резкие внутренние импульсы встать и прекратить медитацию, повышение температуры тела — всё это относится к этой помехе.

Очень часто эта помеха возникает сразу после помехи «сонливость», особенно в длительных медитациях. Мы как бы высыпаемся прямо в медитативной сессии и на контрасте состояний «до» и «после» сонливости выходим из равновесия и перевозбуждаемся.

Как преодолевается:

🔸 Важно перестать стараться и вообще что-либо делать в медитации, кроме мягкого наблюдения (за глубиной дыхания, чувством, умом или объектами ума).

🔸 Применением ко всем отвлечениям внимания от объекта концентрации и думанию Техники Расслабления (ТР).

🔸 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова «Покой. Покой. Покой…».

Все явления и состояния рано или поздно проходят, нужно просто немного подождать и ум успокоиться. Иногда этот процесс может быть очень продолжительным.

3. СОМНЕНИЕ

Наш ум очень изобретателен и имеет доступ ко всем уголкам нашей сущности. Его функция оберегать нас от любых растрат энергии и любых новых начинаний. И если уму что-то не нравиться, то он может через гормональную систему изменить наше состояние и восприятие, температуру тела, сгенерировать мысли и вовлечь наше сознание в размышления. В рамках помехи «сомнение» у него есть где развернуться

Как проявляется:

Варианты сомнений, которые нам предлагает наш ум в медитации просто поражают воображение. Это может быть неожиданное сомнение в необходимости медитировать вообще, в самой методике, в правильности понимания инструкций, в своих возможностях, в преподавателе медитации и так далее. Мысленно это может выражаться как: «что-то я сегодня чувствую себя неважно»; «зачем я себя мучаю»; «нужно слушать своё тело»; «достаточно медитаций и по 15 минут»; «гуру не настоящий!»; «что толку сидеть, я уже всё равно не смогу успокоиться» — после длительной неугомонности; «что толку сидеть, я уже всё равно не смогу избавиться от сонливости» — после длительного периода сонливости и многие другие.

В момент появления этой помехи у нас не вызывает подозрения факт её появления именно в «здесь и сейчас». Суть этой помехи — это впадение в размышления и накручивания.

Как преодолевается:

🔸 Применением инструмента остановки внутреннего диалога ТР к любым размышлениям и оценкам чего-либо. Разотождествлением с мыслями о сомнениях.

🔸 Фиксацией на целях вашей практики медитации.
 

Интернет изобилует статьями и исследованиями на тему возможностей мозга втянуть нас в размышления, а также данными о феномене принятия решений за долго до того как мы это начинаем осознавать.

Поэтому каждый раз в медитации, когда вы «решите» завершить практику, вспомните что, возможно, это решение приняли не вы. Этот простой прием, хороший ключ к медитациям часами.   

4. ЧУВСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ (Я-ХОЧУ)

Это устремление к удовольствиям и приятным состояниям. Воспоминания или планы относительно приятных нам событий и явлений. Ум очень любит уходить в такие сладостные грезы. И даже при просто размышлении о приятном мы получаем мини-порции гормонов «приятности», от которых так сложно отказаться.

В медитациях нас часто посещают приятные состояния, картинки и явления, которые хочется, повторить, удержать или усилить, но важно помнить, что всё это препятствия для практики.

Это одна из частых причин «застревания» практикующих на том или ином уровне медитации на месяцы и годы. Особенно когда в практике становятся доступны медитативные джханы (дхьяны).

Как преодолевается:

🔸 Применением инструмента ТР к любым размышлениям. Разотождествлением с чувствами и мыслями о них.

🔸 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова «Покой. Покой. Покой…».

🔸 В медитации мы учимся беспристрастности, безоценочности, не-цеплянию.

Эти состояния сознания являются мостиком, ведущим к глубокой внутренней трансформации. Однако цена этому — отказ от удержания приятных состояний и мыслей, отказ от ожиданий приятных состояний, равно как и принятие неприятных состояний и мыслей.

5. ОТТОРЖЕНИЕ (Я-НЕ-ХОЧУ)

К этой помехе относится отталкивание воспоминаний о неприятных ситуациях, а также гнева, раздражения, неприязни, отторжения болевых ощущений или отталкивание любых других помех медитации — всего того чего мы не хотим.

А если в медитации мы пришли к приятному состоянию, но оно начинает сменятся другим, мы испытываем отторжение к этой ситуации, хотим удержать состояние, сожалеем о его уходе.

Отторжение, наравне с «я-хочу», является формой страстного желания «я-не-хочу», того, которое в буддизме называют первопричиной страданий в жизни (подробнее об этом в статье: «ДРУГИЕ ПОМЕХИ В МЕДИТАЦИИ

🔸 Зуд, желание почесаться, желание пошевелиться. Тут важно понимать, что большая часть подобных помех имеет ментальную природу. Это очередные «выдумки» ума. Проверить это легко, если после медитации боль и зуд сразу уходят, значит их природа ментальна.

🔸 Восторг от нового уровня глубины медитации или нового состояния, новой джханы (дхьяны), или очередного удивительного феномена.

🔸 Чувство выполненного долга: «я молодец, уже столько сделал, так долго помедитировал, до таких глубин дошёл! — пора закругляться».

🔸 Появление гениальных идей в медитации, таких, что прямо сейчас нужно встать и записать. Ну или хотя бы обдумать как следует, чтобы не забыть

🔸 Размышления о том, когда там уже зазвонит будильник. Если вы медититруете без будильника, размышления о том, что уже, наверное, прошло выделенное время и пора заканчивать. Рекомендую вообще отказаться от будильников и привязки к определённому времени.

🔸 На самых глубоких уровнях медитации очень часто возникает очень мощный страх.

🔸 Один из высших опытов, ниродха (прекращение) для ума в некотором смысле это смерть. Он, ум, очень этого не хочет и не понимает разницы между реальной смертью и только лишь собственным отключением.

🔸 Страх часто возникает как глубинный паттерн «я не достоин этого». Это проявляется как внутренний запрет, на: быть счастливым, быть радостным, коснуться опыта пробуждения, опыта «не-я» и другие.

Наша замечательная страна и «система воспитания» многим из нас подарила этот паттерн той или иной степени влияния.

Все эти помехи также относятся к одной из пяти групп и приводят к возбуждению ума и думанию.

Подход к ним аналогичен:

🔸 Применением инструмента остановки внутреннего диалога ТР к любым размышлениям о помехе.

🔸 Фокусированием внимания на покое с проговариванием про себя слова «Покой. Покой. Покой…».

Какие бы помехи и отвлечения не возникали, важно помнить, что они нам не враги, это просто часть реальности не зависящей от нас, но зависящей от предшествующих событий. Каждый раз применяя к ним инструмент ТР мы дополнительно тренируем свою осознанность в части распознавания и разотождествления с ними.

Большая часть всех существующих помех возникает из-за того, что наш ум напряжён. Поэтому так важно делать всё на расслаблении, не слишком стараться и не использовать силу воли. Это же вполне относиться и к отвлечениям и блужданиям внимания в жизни.

С опытом, возможности осознанности и концентрации вырастают, а количество помех сокращается на порядки. На протяжении всего пути практики, понимание природы возникновения помех и использование инструментов работы с ними может оказать неоценимую услугу и значительно ускорить ваш прогресс.

Связанные статьи по теме: «Медитация. Как правильно работать с помехами? — лучшие техники.»

📜  Автор: Максим Сати

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий