Слово это встречается довольно часто, это оккультный термин. Ненаучный, естественно. Но за неимением лучшего…
Означает он некую «энергетическую сущность», которая возникает в результате продолжительного согласованного и целенаправленного сосредоточения людей на определенном объекте, идее или виде деятельности. Например, в первобытных племенах таким объектом является фетиш – тщательно оберегаемый и скрываемый от непосвящённых предмет в котором сосредоточена магическая сила данной общности. Таким фетишем – «кумиром» может быть и конкретный человек – от «священного царя» до «поп-идола». Но чаще эгрегор нематериален, это призрачный двойник, «дух» данной общности, способствующей её единству, самосохранению и самовоспроизводству при смене поколений. Он подпитывается согласованными эмоциями, согласованными (особенно ритуальными) действиями, жертвами. Чем сильнее становится эгрегор, тем прочнее он подчиняет своих адептов, захватывает новых, тем сложнее его уничтожить. Своим поклонникам он дарит вдохновение и чувство единства и сплочённости.
Это может быть эгрегор спортивного клуба, секты, церкви, нации, научной школы и т.д. Нередко этот эгрегор условно персонализируется или вообще ведёт себя как коллективный интеллект, «думая» за своих участников. Т.е. обретает существование в сфере коллективного бессознательного… Ведь изначально это слово означало небесных стражей, падших ангелов.
Что же за всем этим стоит? Ну как минимум тот факт, что устойчивая группа действительно нечто большее, чем каждый из составляющих её индивидов. Наглядно это можно видеть в биологическом мире. Стая перелётных птиц, или, тем паче, пчелиный рой могут действовать как одно существо. Поразительный уровень самоорганизации демонстрируют простейшие, настолько, что появился термин «микробный интеллект». Например, бактерии могут обмениваться генами устойчивости к антибиотикам. Что-то мы ещё узнаем про вирусы. Есть и специальный термин «стигмергия», которая «является одной из форм самоорганизации, создавая сложные, казалось бы, интеллектуальные структуры, но без какого-либо планирования, контроля, или даже прямой связи между индивидами. Как таковая, она поддерживает эффективное сотрудничество между чрезвычайно простыми индивидами, у которых нет памяти, интеллекта или даже осведомленности друг о друге». В первую очередь это относится к общественным насекомым. Во всех случаях заговаривают о том, что особи в таких колониях ведут себя почти как ячейки нейросети.
Самоорганизация людей опосредована прежде всего культурой, заменившей нам «инстинктивные» программы. Может быть не так эффективно, но более разнообразно. Мы можем создавать общности из незнакомых индивидов, которые могут успешно воспроизводиться в меняющейся среде, причём это происходит как бы спонтанно, без рационального планирования, а значит через механизмы бессознательного. Так, например, складываются этносы. А вот возникновение наций – это уже результат осознанных и целенаправленных усилий, с использованием тех же механизмов. Это уже направленное конструирование «эгрегора», подпитываемого эмоциями посредством образования и СМИ.
Вообще, чувство причастности, членства, отождествление себя с группой, с идеей, вплоть до растворения в «мы», всегда оказывается связана актуализацией бессознательной программы (которую вполне можно называть эгрегором). Отнюдь не значит, что это всегда плохо. Мы существа социальные и это тоже часть программы социализации. Любая устойчивая эффективная группа, так или иначе взращивает свой эгрегор. И даже может развить «коллективный интеллект». Главное, чтобы процесс осознавался. Человек по жизни может принадлежать сразу ко многим эгрегорам и это как раз помогает избежать полного поглощения единственным. И с каждым «этажом» самое большое «мы» постепенно становится всё шире.
Автор: Максим Александров.