Агапе, метта медитация и умнАя молитва.

Духовные традиции

Чем отличается молитва от медитации? Думаю, не секрет, что в православной традиции присутствует собственная «медитативная» практика – молитва как «умное делание». В кавычках, поскольку слова «медитация» там старательно избегают, оно вызывает ассоциации с католичеством (слово латинское) и с восточными учениями. Если у православного автора заходит разговор на эту тему, то сводится он к подчёркиванию принципиального различия между православием с одной стороны и иноверием и инославием с другой, медитацией и молитвой. Но для стороннего наблюдателя элементы сходства, конечно, очевидны.

Практика умного делания, умной молитвы существовало в восточном христианстве, как минимум, уже в 4 в. (времена зарождения монашества). Объект медитации здесь всегда один – самый высший — Бог и Божье имя.

Агапе, метта медитация, молитва

Практикуется и осознанность — трезвение — осознанность к мыслям и аффектам — помыслам, фиксируемым даже до их оформления— к их «прилогам».

Ключевая техника умной молитвы близка к саматхи — это погружение, углубление, концентрация на едином. Внимание собирается в сердечной области («низведение ума в сердце»).

Безусловно ближе всего к практике умной молитвы метта-бхавана – медитация любви. «Любовь» — это вообще главный христианский «пароль». Любовь здесь — это агапе. (Там где русские говорят про любовь, греки употребляли семь разных слов с совершенно различным значением: агапе, филео, эрос, сторге, людус, прагма, маниа ). Агапе это любовь жертвенная и бескорыстная, не связанная со стремлением к обладанию.

То как (во всяком случае сейчас) практикуется медитация метта-бхавана ближе к понятию «филия» — дружеская любовь (дружелюбие), в отличие от молитвы там нет прямого обращения к Богу. Но вообще в классическом понимании метта предполагает и агапе. Метта — это ровный свет, идущий во все стороны, тёплый и спокойный. Христианская же любовь, направленная к Богу — всепоглощающа, к ближнему — активна и жертвенна, в отношении к себе — проявляется как ненависть ко греху и слабости плоти. Накал здесь на порядки выше, а безусловная вера — обязательное условие. В силу этой напряжённости чквств, практикующий делание умной молитвы, в общем то, идёт по проволоке, срыв бывает весьма болезненен и продолжителен, техника умной иисусовой молитвы требует прямого руководства духовного наставника — «старца». Поэтому на ретритах оно не преподаётся (хотя католическая медитация — вполне).

Ретрит метта медитации молитва

Условно, в православной духовной практике можно проследить два направления: первое направленно на воссоединение с Богом, второе — с акцентом на страстный эмоциональный контакт с божественным, напоминающая греческий «эрос» или даже «маниа». Но сам объект преображает, «обоживает» страсть. Суть в том, что любовь молящегося здесь пассивный призыв, а актором (действующим лицом) является Бог, который может откликнуться или не откликнуться.

Вот описание самой техники и её воздействия:

«Итак, прежде всего, я приступил к отыскиванию места сердечного, по наставлению Симеона Нового Богослова. Закрыв глаза, смотрел умом, т. е. воображением в сердце, желая представить себе, как оно есть в левой половине груди и внимательно слушал его биение. Так занимался я сперва по получасу, несколько раз в день; в начале ничего не примечал, кроме темноты; потом в скором времени начало представляться сердце и означаться движение в оном; далее, я начал вводить и изводить Иисусову молитву вместе с дыханием в сердце, по наставлению святого Григория Синаита, Каллиста и Игнатия, то-есть втягивая в себя воздух, с умственным смотрением в сердце, воображал и говорил: Господи Иисусе Христе, а с испущением из себя воздуха: помилуй мя. Сперва я сим занимался по часу, и по два, потом чем дальше, тем чаще стал так упражняться и, наконец, почти целый день провождал в сем занятии. Когда нападала тягость или леность, или сомнение, я немедленно начинал читать в Добротолюбии те места, кои наставляют о сердечном делании, и опять являлась охота и усердие к молитве. Недели через три начал чувствовать боль в сердце, потом некую приятнейшую теплоту в оном, отраду и спокойствие. Это возбуждало и заохочивало меня более и более с прилежностию упражняться в молитве, так что все мысли мои были сим заняты, и я ощущал великую радость. С сего времени я начал чувствовать разные повременные ощущения в сердце и в уме. Иногда бывало, что как-то насладительно кипело в сердце, в нем такая легкость, свобода и утешение, что я весь изменялся и прелагался в восторг. Иногда чувствовалась пламенная любовь к Иисусу Христу и ко всему созданию Божию. Иногда сами собой лились сладкие слезы благодарения Господу, милующему меня окаянного грешника. Иногда прежнее глупое понятие мое так уяснялось, что я легко понимал и размышлял о том, о чем прежде не мог и вздумать. Иногда сердечная сладостная теплота разливалась по всему составу моему, и я умиленно чувствовал при себе везде присутствие Божие. Иногда ощущал внутри себя величайшую радость от призывания имени Иисуса Христа, и познавал, что значит сказанное им: царствие Божие внутрь вас есть [Лк.1, 7, 21].

Испытывая таковые и подобные сим насладительные утешения, я заметил, что последствия сердечной молитвы открываются в трех видах: в духе, в чувствах и откровениях; в духе, например, сладость любви Божией, внутренний покой, восхищение ума, чистота мыслей, сладостное памятование Бога, в чувствах приятное растепливание сердца, наполнение сладостию всех членов, радостное кипение в сердце, легкость и бодрость, приятность жизни, нечувствительность к болезням и скорбям. В откровениях просветление разума, понятие священного писания, познавание словес твари, отрешение от сует и познание сладости внутренней жизни, уверение в близости Божией и любви его к нам.»

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

Результатом делания умной молитвы должно стать созерцание фаворского («нетварного») света и обожение.

Умная Молитва медитация

Метта-бхавана не столь метафизически нагружена как умно сердечная молитва, но любой последовательно практикующий сталкивался с большинством из описываемых в цитате явлений.

Может быть, единство человеческой природы в вопросах практики оказывается важнее теологических различий (хотя, возможно, не вопросах религиозного спасения). И медитация и молитва работают как средство исцеления для нашей искажённой и невротической психики.

Автор: Максим Александров

Другие статьи по теме «Агапе, метта медитация и умнАя молитва».

Оцените статью
Центр Випассаны
Добавить комментарий