Аскеза или комфорт на ретрите? Что лучше для практики?

Медитация

Этой темы часто касаются участники наших ретритов и те, кто только собирается на свой первый ретрит.

Интересный вопрос, в каких условиях лучше практиковать, комфортных или аскетических? Вероятно, всё зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим.

Аскетика появилась не случайно. Ведь практика ставит перед собой две прикладные задачи: обуздание эго и животных программ-инстинктов и достижение определённого изменённого состояния сознания, в котором становится возможным изменение базовых установок психики. Для этого поведение должно радикально измениться, сойти с привычной колеи. Уже самые древние «архаические техники экстаза» использовали голод, лишение сна, обезвоживание для того, чтобы вызвать эффект, названный Кастанедой «смещением точки сборки» и необычные восприятия. Ночные молитвенные бдения здесь работают не хуже.Базовые программы нашей психики бессознательно работают по принципу получения удовольствия и избегания опасности. А что, если сделать всё наоборот? Отвергать всё что доставляет удовольствие и стремится к тому, что всеми силами хочется избежать? А возмущённые возгласы тела и психики, просо игнорировать? Помимо эффекта закалки воли, это действительно вызывает «разрыв шаблонов» в психике и открывает «щель» в нерушимых программах, — не понимая, что происходит они на время приостанавливаются и открывают возможности для трансформации.

Была эпоха, когда аскеза («тапас») рассматривалась как самая важная часть практики. Считалось, что в процессе накапливается гигантская энергия, которая позволяет сдвигать миры.Но почему же Будда отверг этот путь? Вероятно, дело в издержках. Обмануть эго не так-то просто, оно само кого хочешь обманет. И аскеза вкупе с изменёнными состояниями взращивает гигантскую гордыню, одновременно уводя в сторону от других более эффективных методов.

Что-то подобное происходит и сейчас, когда ретрит медитации превращается в спортивное упражнение, с целью преодоления, проверки себя на прочность, и т.п. Эмоциональный эффект это конечно даёт, и навыки отстранения от боли и бытовых неудобств тоже. В Японии в средние века возникло движение ямабуси – такого мистического альпинизма. Группа практикующих совершает восхождение на священную гору, причём новички подвергаются всевозможным испытаниям и «дедовщине». А потом максимальное напряжение сменяется релаксацией – внизу отдых и «весёлые дома». Перепад давал эйфорическое состояние, которое сравнивали с Нирваной.Но точно ли именно это цель практики?

И классический буддизм и христианство со временем сделали акцент не на аскезе и лишениях, а на последовательности и дисциплине. Вручение себя духовному наставнику, строгий распорядок, непреклонное намерение, вполне дают необходимый «аскетический» эффект обуздания эго и выход из течения привычной жизни.

Строгие монашеские уставы обеспечивают прежде всего эффект ухода от мира и уставность, но монастыри отнюдь не напоминают казармы. Обычно мы видим там отдельные изолированные кельи, живописные сады, библиотеки и питание отнюдь не впроголодь.

Ретриты в палатах пионерлагеря с храпящими соседями и преследующие мысли о еде, это скорее пережиток аскезы по-советски с её крайним неуважением к человеку.

Но опять же, всё зависит от целей. Форматы ретритов могут меняться от экстрима, до спокойного созерцания без внешних отвлечений.

Может показаться странным, но между учениями Будды и Эпикура не мало общего.

Возьмём тесты этого древнегреческого мыслителя, имя которого стало синонимом гедонизма. Цель его вовсе не максимальное наслаждение, а нерушимое спокойствие духа. А для его достижения выбирается путь разумного удовольствия, удовлетворения потребностей без излишеств, избавление от страха, отказ от ложных целей, зависти и честолюбивых устремлений, удаление от толпы.

«Не желудок ненасытен, но лживое представление о желудке как о чём-то не имеющем предела наполнения».

«Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить».

«Величайший плод довольства своим (ограничение желаний) – свобода».

Полагаю, на пути практики и истинный эпикуреец, способен добиться выдающихся результатов.

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий