Что такое випассана?

Медитация

Для большинства, кто слышал это понятие, оно воспринимается как «випассана — это медитация» или «Випассана» — это школа. Школа випассаны появилась в 20 веке, как светское и популярное направление и преподаётся там совсем не обязательно то, что традиционно считалось главным. Практика медитации випассана была предложена самим основателем буддизма Буддой Шакьямуни и познакомиться с её описанием можно в Палийском каноне, записанном ещё до н.э.

Традиционная уже в то время, медитация саматха предполагает всё более глубокое погружение в себя, предельную собранность ума, сосредоточенного на одном объекте без отвлечений. По мере углубления она достигает стадии самадхи – изменённого состояния сознания, блаженного и спокойного, где сознание продолжает утончаться вплоть до полной остановки. Считалось, что так происходит приближение к Абсолюту, с которым йогин, в конце концов, сливается. В буддизме этот путь называют «мирским».

Будда считал его недостаточным для полного освобождения и дополнил «надмирным» – собственно випассаной. То есть исследованием реальности из состояния джхан, когда утонившееся сознание начинает воспринимать невидимое, улавливать тончайшие нюансы и отстранённо наблюдать собственную работу. Согласно Будде (а проверить это имеет возможность каждый медитирующий) наше обычное восприятие реальности крайне искажено. Эмоциями, желаниями, отвращением, ложными установками, да и просто бессознательными программами психики, «решающими» на что обращать наше внимание, а что надо проигнорировать. Результаты такого режима работы ума трудно назвать оптимальными. Т.е конечно мы способны выживать и худо-бедно функционировать в социуме и выполнять работу. Но ценой становится утрата радости, внутренние и внешние конфликты, постоянная неудовлетворённость, страдание — то, что в буддизме называется словом дукха.

Что дает випассана?

Как избавиться от страдания? Просто согласиться с ним, найдя утешение в развлечениях, религии или сознании собственной праведности? Будда отверг этот путь ещё в молодости. Уйти от него в блаженство самадхи? Но ведь рано или поздно наступит момент возвращения. Шакьямуни предложил пойти вглубь себя чтобы найти неверные установки, которые его вызывают, самый корень дукхи (страдания), чтобы вырвать его из своей психики.

Для этого и понадобилась практика медитации випассана – трезвое беспристрастное наблюдение за реальностью, за механизмами омрачённой психики. Начать это наблюдение можно и на самых ранних этапах освоения медитации, например, наблюдая, без реагирования и оценки, за ощущениями в собственном теле. Именно это и практикуется на общих (не продвинутых) ретритах школы Гоенки. Основная же техника медитации випассана применяется, когда состояние самадхи уже достигнуто и «посторонние шумы» в уме и теле не отвлекают. Именно здесь можно непосредственно наблюдать «три признака сансарического (омрачённого) бытия» – непостоянство, неудовлетворённость и без-самостность, и ту ошибку, которую постоянно совершает сознание, наделяя явления противоположными характеристиками и страдая от их несоответствия ожиданиям.

Далее випассана последовательно применяется для рассмотрения других основных характеристик бытия, достижения объективного видения и достижения окончательного освобождения. Первым решающим шагом на этом пути становится прямое видение цепочки «Взаимозависимого Возникновения» – механизма порождающего страдание, старость и смерть.

В статье отражен буддийский взгляд на вопрос: Что такое випассана? Если вас интересует что такое випассана простыми словами, рекомендуем прочитать статьи ниже и посмотреть видео людей прошедших ретриты випассаны.

📜  Автор: Максим Александров 

Связанные статьи по теме: «Что такое випассана?»

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий