Представьте, что вы первый раз в жизни надели VR-шлем, и реальность вокруг преобразилась до неузнаваемости. Джханы (дхьяны) — это не просто медитативные состояния, это настоящие квантовые скачки восприятия, когда ваше сознание начинает видеть мир совершенно иначе.
Это как обновление операционной системы вашего мозга до новой версии. Вы не просто расслабляетесь — вы буквально взламываете привычные законы реальности. Представьте, что вы всю жизнь смотрели на мир через грязное стекло, а теперь оно постепенно становится кристально чистым.
Каждая из 8 джхан — это новый уровень «Матрицы», где правила игры восприятия меняются кардинально. От мощного энергетического экстаза первой джханы до полного растворения границ собственного «я» в последних. Это не просто «расслабление», это настоящее приключение для ума.
Многие описывают первые джханы как мощный эйфоретик для мозга — только намного глубже и без физической составляющей. Представьте волну блаженства такой силы, что она полностью меняет все ваши представления о возможностях человеческого тела и сознания.
Но самое интересное начинается дальше — когда вы выходите за пределы ощущения пространства и времени. Ваше обычное восприятие реальности оказывается лишь верхушкой айсберга, а под ней скрывается целый океан новых измерений. И да, это вполне доступно каждому, кто готов посвятить время интенсивной практике или поездке на ретрит випассаны.
В этой статье подробно о том, что такое джханы (дхьяны) в медитации и как превратить свой мозг в космический корабль и отправиться в путешествие к звездам сознания. Давайте разберем пошагово этот безУМный путь к себе…

ПЕРВАЯ ДЖХАНА: РОЖДЕНИЕ МЕДИТАЦИИ
Представьте момент, когда ваше внимание наконец-то стабилизируется — тело начинает вибрировать от энергии, а в груди распускается теплый цветок блаженства. Мысли замедляются, оставляя лишь поток приятных образов. Вы чувствуете себя так, будто попали в теплый световой кокон.
Это состояние можно сравнить с первыми секундами на американских горках, когда возбуждение достигает пика, но при этом остается полностью контролируемым. По телу пробегают волны мурашек, появляется гусиная кожа — эти физические проявления радости (пити) являются характерными признаками первой джханы (дхьяны).
Технически это происходит через баланс приложения усилий и расслабления — слишком много контроля разрушает джхану, слишком мало — и вы выпадаете из состояния, появляется сонливость и притупленность. Важно помнить про правильную позу и осанку — прямая спина позволяет энергии свободно циркулировать.
На этом уровне еще сохраняется способность думать об объекте медитации, просто мысли становятся более упорядоченными и приятными. Внешний мир отступает на второй план, а все внимание концентрируется на переживаемых ощущениях радости и блаженства.
Важно помнить, что эти приятные физические ощущения — мурашки, гусиная кожа, волны восторга — не являются самоцелью практики. Они служат естественными маркерами того, что ум достиг определенного уровня устойчивости и спокойствия.

ВТОРАЯ ДЖХАНА: ОКЕАН БЛАЖЕНСТВА
Когда радость первой джханы становится более стабильной, практикующий естественным образом переходит во вторую джхану — состояние внутреннего покоя и глубокого блаженства. Представьте, что вы погружаетесь в теплый океан, где каждая клеточка тела пропитывается приятным ощущением.
Метафорически это можно сравнить с озером, чьи воды бьют ключами изнутри. Радость здесь уже не такая восторженная, как в первой джхане, а более спокойная и стабильная. Практикующий ощущает себя словно парящим в пространстве иногда без ощущения верха и низа.
Мысли становятся менее навязчивыми, появляется чувство уверенности в практике.
Важный признак второй джханы в практике Метты — естественное прекращение мысленной вербализации метты. Вместо этого практикующий просто излучает чувство любви и доброты без слов в зависимости от этапа практики.
Это состояние можно сравнить с историей про старый холодильник — когда он работал, вы не замечали его шума, но, когда он выключился, внезапно осознали, насколько тихо стало в квартире. Подобно этому, ум во второй джане становится настолько спокойным, что любые попытки «делать» что-то уже начинают казаться излишними.
ТРЕТЬЯ ДЖХАНА: ЗАРОЖДЕНИЕ ТИШИНЫ
Когда радость второй джханы начинает успокаиваться, медитирующий постепенно входит в пространство внутренней тишины. Это переход, подобный угасанию последних лучей заката, где эмоции затихают и приходит глубокая тишина.
Физически это часто проявляется как частичное исчезновение ощущений отдельных частей тела. Если специально обратить внимание на положение рук или ног, вы сможете их почувствовать, но в обычном состоянии они словно растворяются из поля восприятия.

ПЛАТО: ПРЕДЕЛЬНАЯ ЯСНОСТЬ
В «рамках» третьей джханы происходит особый переход в состояние «Плато». Это первое действительно глубокое состояние медитации, где ум полностью успокаивается. Представьте себя в бескрайнем космическом вакууме — именно так выглядит сфера сознания на этом этапе.
Здесь можно наблюдать работу ума на новом уровне. Мыслительные процессы утончаются, создавая ощущение прозрачности сознания. Это первое настоящее знакомство с глубоким безмолвием.
Восприятие пространства может проявляться разнообразно – то свет, то темнота, то луч, то стабильность. Эти явления служат естественными маркерами углубления состояния.
Как описывает этот процесс один из практикующих: «Пустое пространство, дыхание сливалось с этим пространством, и не было тела, и не чувствовались ни ноздри, ни легкие, как будто вдыхало что-то в сознании. И все это длилось достаточно долго.»
Ментально происходит глубокое успокоение ума, когда даже самые тонкие волны мышления становятся заметными и постепенно затихают. Это подобно ночному городу, где начинаешь замечать даже самые слабые звуки.
ЧЕТВЕРТАЯ ДЖХАНА: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ
Когда практикующий переходит в четвертую джхану, происходит качественное изменение восприятия реальности. Это состояние можно сравнить с переходом от жидкости к кристаллу — настолько стабильным и неподвижным становится ум.
Физически это проявляется через постепенное исчезновение ощущений отдельных частей тела. Нередко медитирующие отмечают, что чувствуют, как энергия выравнивает позвоночник, словно распрямляя его. Иногда возникает ощущение «замораживания» или кристаллизации пространства вокруг.
Интересно, что это последняя джхана, где еще сохраняется какое-либо восприятие тела и границ. Именно поэтому первые 4 джханы называют материальными (рупа), а следующие четыре уровня называют бесформенными (арупа) джханами. В 5-й джхане привычные границы и формы окончательно растворяются.
Многие практикующие описывают это состояние как достижение максимальной стабильности и ясности. Если раньше могло казаться, что само восприятие находится в движении, то здесь наступает абсолютная неподвижность и четкость. Это своего рода апогей ясности телесных ощущений перед их растворением.
Важно отметить, что несмотря на кажущееся застывшем восприятие, это состояние характеризуется глубокой осознанностью. Человек продолжает отчетливо воспринимать происходящее, просто внешние раздражители перестают цеплять ум. Например, если по руке ползет муравей, вы это заметите, но это уже не вызовет автоматической реакции отторжения.
Это ключевая точка перехода, когда ум достигает такого уровня устойчивости, что способен оставаться независимым от телесных ощущений и внешних воздействий. Именно эта способность становится основой для дальнейшей практики випассаны.

СФЕРА БЕЗГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА: ПЯТАЯ ДЖХАНА
Когда практикующий полностью преодолевает восприятие форм и оставляет позади телесные ощущения, происходит качественный переход в новое измерение сознания. Это подобно превращению из кристалла в чистую энергию.
Первым знакомым явлением становится чувство «парения» или «расширения». Многие описывают это как выход за пределы физического тела, когда оно начинает «растягиваться» во все стороны пространства. Иногда возникает ощущение, будто вас мягко выталкивает вверх и в стороны, словно воздушный шарик.
Постепенно границы тела полностью растворяются, и вы оказываетесь в безграничном пространстве. Это не пустота, а именно пространство – бесконечное, прозрачное, объемное. В этот момент происходит окончательный переход от материальных джхан к нематериальным.
Интересно, что при всей кажущейся «потусторонности» этого состояния, обычные чувства продолжают работать. Если кто-то дотронется до вашего плеча, вы это почувствуете, но это уже не будет иметь никакого значения для вашего ума.
Один из практикующих описывает этот переход так: «Это такое вполне физическое ощущение, как будто ум распирает во все стороны. Что-то подобное изображается в фантастических фильмах при переходе в гиперпространство, когда физические объекты и тела героев начинает растягивать, плющить и всячески искривлять в разные стороны.»
На этом уровне медитации осознанность становится настолько острой, что мы начинаем видеть самые тонкие движения ума и его реакции на различные стимулы. Это позволяет глубже понять природу буддийского Взаимозависимого Возникновения и механизмы возникновения страдания.
СФЕРА БЕЗГРАНИЧНОГО СОЗНАНИЯ: ШЕСТАЯ ДЖХАНА
После полного преодоления сферы безграничного пространства, осознавая: «сознание безгранично», практикующий входит в новое измерение сознания. Это подобно переходу от зеркальной глади озера к бескрайнему небу, наполненному светом.
На этом уровне происходит качественный скачок восприятия: то, что раньше казалось пустым пространством, теперь раскрывается как бесконечный поток явлений ума. Представьте себя в центре космоса, где каждая мысль, каждое чувство проявляется как мельчайшая частица света, заполняющая всё сущее.
Шестая джхана позволяет непосредственно практиковать випассану и познавать в прямом опыте три признака бытия:
- Дуккха (страдание) — невозможность удержать желаемое или избежать нежелательного
- Аничча (непостоянство) — все явления возникают и исчезают, вне нашего контроля
- Анатта (не-я) — отсутствие постоянного «я», лишь поток зависимых событий
В этот период медитации осознанность становится настолько острой, что начинает воспринимать отдельные «биты» информации по всем каналам восприятия. Мы можем наблюдать, как формируются наши реакции на звуки, прикосновения и другие стимулы.
Мой личный опыт, описанный после одного из ретритов: «Это похоже на нахождение в пространственном 3D-кинотеатре, где поток сознания представлен мириадами визуальных явлений. Наблюдение движется сквозь этот поток, создавая эффект, напоминающий гиперпространство из научной фантастики. Только вместо прямых линий-следов от проносящихся мимо звёзд мы видим скачущие во всех направлениях световые явления.»
Важно понимать, что несмотря на кажущуюся активность, это состояние характеризуется глубоким покоем. Все пять совокупностей (контакт, чувство, восприятие, формации и ум) продолжают функционировать, но уже не создают привязанностей и отторжений.
Переход между этой и предыдущей джханой происходит не сразу. Практикующий может кратковременно входить в шестую джхану, затем возвращаться в пятую или еще дальше, потом обратно и так пока не закрепится на новом уровне.

СФЕРА ОТСУТСТВИЯ ВСЕГО: СЕДЬМАЯ ДЖХАНА
Это состояние представляет собой самое тонкое из возможных осознаваемых состояний, доступных человеческому уму. Здесь сознание достигает предела своей непрерывности, сохраняя способность к прямому восприятию происходящего. В следующей, восьмой джхане, сознание становится дискретным, а непрерывность восприятия прерывается, переходя в состояние ни-восприятия-ни-невосприятия. Таким образом, седьмая джхана является последним рубежом, где еще возможно полное осознавание текущего момента.
Одним из первых эффектов этого состояния становится полное исчезновение концепции времени. Прошлое и будущее растворяются, оставляя только чистое настоящее – непрерывный поток моментов осознавания.
На этом уровне глубины медитации возникает интересный феномен – появление ощущения конечной сущности-наблюдателя. Это не чувство «я», а именно осознавание процесса наблюдения как такового. Ум начинает воспринимать «зародыши» мыслей – формации, которые предшествуют самим мыслям. Это подобно способности видеть кванты сознания до того, как они оформятся в конкретные мыслительные конструкции.
Частым явлением становится эффект «зеркального отражения» сознания – когда сознание наблюдает за сознанием, которое наблюдает сознание, наблюдающее сознание и так далее. Это можно сравнить с бесконечным коридором зеркал, где каждое отражение содержит следующее.
На этом уровне глубины медитации осознанность обостряется настолько, что начинает опережать движения ума. Мы получаем возможность видеть цепочки Зависимого Возникновения очень глубоко, практически на уровне звена «ум-тело» или «ментальность-материальность».
Через некоторое время практики становится очевидным, что и эта джхана не совсем «пуста». Появляются еще более тонкие восприятия, которые сложно описать словами – это может быть подобно мягкому свету или легкой вибрации. Но главное – это глубокий, незыблемый покой, который становится основой для дальнейшего углубления практики.
СФЕРА НИ-ВОСПРИЯТИЯ-НИ-НЕВОСПРИЯТИЯ: ВОСЬМАЯ ДЖХАНА
После глубокого погружения в сферу отсутствия всего, ум достигает нового уровня – сферы ни-восприятия-ни-невосприятия. Это состояние можно сравнить с кинопленкой: когда мы смотрим фильм, нам кажется, что движение сцены на экране непрерывно, но при замедлении становится видна дискретная природа отдельно взятых кадров. Подобным образом, в этой джхане происходит «замедление» восприятия по всем каналам: зрительному, слуховому и другим.
Особенность этого состояния заключается в том, что сознание становится настолько тонким, что перестаёт существовать как непрерывный поток восприятия. Мы не осознаём пребывания в этом состоянии в момент нахождения в нём – понимание приходит только после выхода из него. Это подобно осознанному сновидению без снов: вернувшись из этого состояния, мы можем осознать, что там что-то происходило – какие-то остаточные потоки сознания или обрывки сцен.
Интересная особенность восьмой джханы – это процесс очищения от накопленных кармических отпечатков. Как говорят монахи про этот процесс — «карма чистится». Многие практикующие отмечают появление различных образов или сцен, связанных с прошлыми переживаниями. Это можно сравнить с просмотром старых записей памяти, которые высвобождаются и растворяются.
Важно отметить, что переход в эту джхану происходит естественным образом, когда все необходимые условия созрели. Практикующий не может «заставить» себя войти в это состояние – оно возникает само собой, когда ум достигает соответствующей степени отпускания и расслабления.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЧУВСТВОВАНИЯ (НИРОДХА)
Ниродха представляет собой вершину медитативной техники и пути джхан. На этом уровне сознание перестаёт существовать как орган познания – биокомпьютер полностью выключается. Это не просто глубокое медитативное состояние, а полная остановка всех процессов осознавания. Через какое-то время сознание снова включается, но происходит тотальная пересборка системы восприятия.
Интересная особенность ниродхи заключается в том, что в момент «пересборки» происходит то, что в буддизме называют продвижением по ступеням пробуждения сознания (просветления). Это подобно обновлению программного обеспечения – система восприятия переходит на качественно новый уровень функционирования.
Важно отметить, что ниродха – это не самоцель практики. Целью практики является полное освобождение от страданий в повседневной жизни, а не достижение особых медитативных состояний. Все джханы, включая ниродху, являются лишь инструментами для понимания истинной природы ума и реальности.
Поэтому, даже достигая вершин практики, важно возвращаться в повседневную жизнь и применять полученное знание здесь и сейчас.
Хотя джханы могут показаться недостижимыми в обычной жизни, на ретритах випассаны продолжительностью 10 дней и более они вполне доступны. Систематическая практика в условиях ретрита создает идеальные условия для прохождения всех джхан и достижения не-состояния ниродхи. Важно отметить, что этот процесс требует настойчивости и последовательности — как правило, требуется несколько дней для стабилизации внимания и достижения первых джхан, после чего прогресс ускоряется.
Связанные статьи по теме: «Что такое джханы (дхьяны)?»
- Джханы (дхьяны) безмятежности VS джханы поглощения — тонкости и нюансы.
- Виды медитации: какую выбрать начинающему? – список техник
- Саматха и випассана (шаматха и випашьяна) — Путь к пробуждению.
- Как меняется жизнь после опыта просветления (пробуждения)?