Дхьяны (джханы) – ступени к просветлению.

Медитация

Что такое дхьяны?

Дхьяны (на пали – джханы, джаны) – важнейшая стадия медитативной практики, относящиеся к завершающей ступени Благородного Восьмеричного пути, указанного Буддой. Меж тем путаницы вокруг них накопилось немало, в том числе и в словоупотреблении. Поэтому начнём с того, что попробуем разобраться с терминами.

Есть санскритское слово Дхьяна которое, собственно, и переводится латинским словом Медитация. Поскольку перевод общепринят, в этом самом широком смысле слово Дхьяна сейчас используется в переводной литературе редко. Есть известная школа дальневосточного буддизма, которая носит это имя (на местные языки оно транскрибируется как тхиен, чань, сон и дзен). Это название подчёркивает то, что данная школа делает максимальный упор именно на медитацию. Наконец, слово дхьяна может относится не к медитации в целом, а к определённым ступеням медитативной практики, если о дхьянах говорится в множественном числе, то безусловно именно в этом значении.

Наряду со словом дхьяна используются близкие по смыслу слова самадхи и шаматха (саматха). Причём разными авторами в разных контекстах. Здесь мы будем исходить из наиболее близкой к оригиналу версии: шаматха – это практика сосредоточения ума, удержания его на выбранном объекте, самадхи – это глубокое состояние собранности ума, достигаемое в результате этой практики, которое, в буддизме, подразделяется на восемь ступеней, называемых дхьянами.

Во времена Будды Шакьямуни дхьяны были принятой моделью для классификации глубоких медитативных состояний. Будда не был её автором, но воспользовался ей, немного дополнив. Таким образом восемь дхьян вошли в буддийский канон. В дальнейшем в индуизме состояния самадхи начали классифицироваться и подразделяться иначе, и утвердилась классификация предложенная Патанджали. Да и в самом буддизме (особенно в северном) выдвинулись на первый план другие акценты и иные описательные модели. Многие авторы уже не очень хорошо понимали, что такое дхьяны, считая их чем-то промежуточным, необязательным или труднодостижимым. Сейчас интерес к дхьянам вновь растёт, поскольку, благодаря научной компаративистике, стало понятно, что данные состояния лежат в основе любой буддийской медитативной практики.

Что такое джханы - путь к просветлению

Относительно самих этих состояний и способов их достижения существуют разночтения. Фактически как дхьяны описываются состояния разной степени глубины. Далее по тексту я буду различать дхьяны осознавания и дхьяны концентрации (иногда их называют дхьянами поглощения, но это обязательно так).

Даже достижение первой дхьяны — это выдающееся достижение. Для этого необходим такой уровень шаматхи, когда сосредоточение поддерживается без усилий. На стадии, когда практикующий, полностью освоив методику, отпускает контроль, его переполняет радость и физическое блаженство. Медитация становится удовольствием. Это и есть достижение первой дхьяны. В дхьянах осознавания это может быть просто лёгкое приятное ощущение, в дхьянах концентрации, — это может переживаться очень интенсивно. Дальше оно становится всё более тонким и наконец переходит в глубокий нерушимый покой 4-й дхьяны. Параллельно происходит прекращение мыслительной активности (в глубоких дхьянах уже на уровне Второй). Внимание становится необыкновенно острым, те феномены, которые ранее не осознавались, теперь видны во всех подробностях. Именно поэтому в буддизме практика дхьян всегда сочетается с випассаной – исследованием психической реальности как она есть.

Джханы осознавания, достижимы сравнительно просто и зависят от длительности сессии. Приятные ощущения физического удовольствия и радости эпизодически появляются в Первой джхане, устойчиво во Второй, слабеют в Третьей, сменяясь ощущение лёгкости и исчезают в Четвёртой – с потерей ощущения тела. Отвлечения появляются, но, начиная со Второй джханы, это уже только периферийная активность – монолог в голове прекращается, а в Четвёртой наступает тишина и отрешённое спокойствие. Появляется (хотя и не всегда) видение внутреннего света или другие образы-нимитты.

В дхьянах концетрации, радость и физической блаженство интенсивны в первой и второй дхьяне. Но Первая отличается ещё некоторой нестабильностью, она не требует усилий для контроля отвлечений, но сама намеренность удержания внимания сохраняется. Например, для усиления радости необходимо сосредоточиться на радости. Возникновение мыслей и эмоций наблюдается как-бы со стороны, с позиции наблюдателя. Обычны видение света, ощущение движения энергии в теле, лёгкость и «невесомость». Во Второй ум становится естественно спокойным, радость и блаженство достаточно стабильны, все другие ощущения исчезают. В Третьей радость кажется уже излишней и слишком грубой, удовольствие становится более спокойным и тонким. Поле сознания расширяется, восприятие становится всё более объективным. Моменты присутствия объекта сменяются состоянием, когда сознание, оставаясь активным, не имеет предмета. В Четвёртой уже и блаженство представляется излишним, наступает полный глубокий покой, равностность, осознанность, границы сознания и бессознательного стираются. Эта стадия оптимальна для любых практик випассаны. После выхода из медитации состояние равностности сохраняется, иногда довольно продолжительно.

Традиционно дхьяны подразделяются на четыре «материальные» – рупа и четыре «нематериальные», «безформенные» – арупа, последние в литературе иногда не называются дхьянами, или рассматирваются как подразделения четвёртой. Деление на рупа и арупа связано с тремя вселенными буддийского психокосма: Камалокой, Рупалокой и Арупалокой. Камалока – мир существ, управляемых желаниями, Рупалока и Арупалока миры существ, чьё обычное состояние сознания соотносится с достигаемым в Камалоке только медитативно – в дхьянах. В Рупалоке психика свободна от желаний, но сохраняется привязанность к формам, материи. В Арупалоке этой привязанности, как и самих наблюдаемых форм уже нет, это чистое сознание, чистое состояние. Хотя временное вхождение в дхьяны в медитации ещё не означает постоянное пребывание в этих локах, но даёт некоторое представление о них.

Арупа-дхьяны имеют собственные названия: 5-я – Бесконечного пространства, 6-я – Бесконечного Сознания, 7-я –Пустоты, 8-я не-восприятия и не-невосприятия. Отношение к глубоким арупа-дхьянам в разных школах буддизма неоднозначно. С Пятой связано чувство «расширения», с Шестой видение структур сознания, как будто в «киноленте» начинают восприниматься разрывы между кадрами. Седьмая – оптимальна для випассаны. Именно здесь начинают восприниматься «прото-мысли», периферийная активность ума, сигналы бессознательного, позиция медитирующего сознания совпадает с позицией Наблюдателя. На Восьмой исчезает сам Наблюдатель, но восприятие остаётся, иногда оно пусто, иногда чётко воспринимает внутренние и внешние сигналы без обычного «редактора».

В результате практики дхьян работа ума может временно остановиться – этот опыт называют ниродхой. Он открывает возможность для перехода сознания в совсем другой режим функционирования, соответствующий сознанию Рупалоки. В некоторых школах его называют Ниббаной.

Какова роль дхьян на пути преображения? По сути, это стадии интеграции психики – сознания и бессознательного – ум из колонии субличностей превращается во что-то относительно цельное. Обычный механизм ума, обеспечивающий цензуру восприятий, воспроизводящий я-сознание и конструирующий для него виртуальную реальность приостанавливается. Это создаёт условие для «прозрения», одновременно смягчая его разрушительное воздействие на психику. Можно сказать, что дхьяны это предварительный, подготовительный опыт иного, просветлённого, режима работы ума, который и является целью медитативной практики. Впрочем, акцент на результат, а не на сам процесс для медитации скорее препятствие для постижения этого опыта…

📜  Автор: Максим Александров 

Связанные статьи по теме: «Что такое джханы (дхьяны)?»

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий