Джханы (дхьяны) безмятежности VS джханы поглощения — тонкости и нюансы.

Инструкции

Дхьяны (на пали – джханы, джаны) – главная стадия медитативной практики, связанная с завершающей ступенью буддийского Восьмеричного пути, сформулированного Буддой Шакьямуни. Между тем вокруг джхан накопилось много путаницы, в том числе и в использовании этого термина. Подробнее о том что такое джханы (дхьяны) в этой статье.

В чём разница между джханами безмятежности и джханами поглощенных состояний, если говорить простым языком?

В медитациях осознавания присутствует осознавание процесса медитации и работы ума, медитации одноточечного сосредоточения приводят к поглощённым состояниям сознания, когда внимание сворачивается в «лазерный луч» вытесняя каналы восприятия на периферию. В поглощенном состоянии нет осознавания того, что происходит в данный момент времени.

Джханы осознавания — это своего рода «линейка измерения» глубины успокоения ума в медитации, состоящая из 8 уровней. Каждый из уровней имеет свой набор характеристик и ощущается явным образом.

С 1 до 7 джханы (сферы отсутствия всего) осознавание присутствует, в 8 джхане (сферы ни-восприятия и ни-не-восприятия) сознание начинает прерываться и осознаётся частично и постфактум. Самый глубокий уровень успокоения ума — ниродха (прекращение), которую иногда называют 9-й джханой. В ниродхе происходит остановка сознания. Вегетативная и другие поддерживающие жизнедеятельность системы при этом остаются в работающем состоянии, мы дышим, сердце бьётся.

🎋 Цель практик открытого осознавания — ниродха и следующая за ней — Ниббана (Нирвана).

Джханы поглощённых состояний неосознаваемые, то есть в них осознанности нет. Их также 8, и они имеют похожие характеристики. Состояния в этих джханах осознаются постфактум, при возвращении из этих состояний. Эти джханы пришли из добуддийских времён и ближе к практикам йоги.

🎋 Цель практик поглощённых состояний изначально — 8 джхана. Но учитывая насколько повсеместно и глубоко они проникли обратно в буддизм, то как цель называется также — Ниббана (Нирвана) или полное освобождение.

Эта статья — исследование вопроса, — каким медитациям и джханам учил Будда и какие ведут к пробуждению?

Некоторые предпосылки к практике в различных учениях.

Самое главное, что всё это: учение, медитации, инструменты-практики, наставники и все остальные танцы с бубнами имеют одну цель — создание условий для получения опыта просветления.

При этом Будда сравнивал своё учение с плотом: «Если вы перебрались на другую сторону реки (пробудились) то вам больше незачем тащить по суше тяжёлый плот».

🌀 В брахманическом подходе и современных видах йоги основная идея — обретение контроля над умом и телом.

🌀 В буддийском, даосском — отпускание контроля, полное принятие, безмятежность. И всё это через, в той или иной степени, прозрение в Зависимое Возникновение (поток жизни, Дао).

Как получилось, что значительная часть современных буддийских школ использует практики контроля и концентрации, а от джхан или вообще отказались, или во главе угла ставятся йогические джханы трансовых неосознаваемых состояний?

Откуда взялись нимиты, как способ входа в джханы, о которых нигде в первоисточниках, кроме комментариев к ним упоминаний нет?

Далее небольшой экскурс в историю одной из влиятельнейших личностей в буддизме Тхеравады — Буддагхосы, в виде фрагмента лекции представителя школы Суттавада Олега Павлова:

В буддийском Восьмеричном Пути 8 пункт «правильное сосредоточение» («правильная собранность ума») описывает не что иное, как достижение джхан. То есть по сути это вершина медитативной практики — достижение джхан. И вот что мы имеем: целое направление буддизма носит название джхан — дхъян-буддизм, чань-буддизм, дзен-буддизм, сон-буддизм в Корее, тхиен-буддизм во Вьетнаме и т.д. Будда постоянно говорит о джханах, это основа практики медитации.

И тем не менее случилось так, что джханы стали чем-то очень спорным в буддизме. Почему так произошло? После смерти Будды буддизм долгое время существовал на полуострове Индостан, и вот этот индуистский бэкграунд постоянно на него влиял, так или иначе. В индуизме в то время джханы понимались совершенно иначе, чем понимал их Будда. Судя по всему, и сама буддийская традиция начала размываться. Люди пытались как-то вместе это свести, образовалось несколько буддийских школ, и у каждой из них были свои взгляды на практику. Потом начали это всё записывать и компоновать.

Одним из основоположников этого процесса был монах по имени Буддагхоса. Он и записал Палийский Канон, по крайней мере составил его в том виде, в каком мы его знаем. То есть он был действительно очень качественным учёным, очень хорошим, но проблема в том, что он не был практиком, он не занимался медитацией. Это такое вот интересное явление, которое к тому времени возникло: учёный-монах. То есть он знал много, он был сведущ в языке писаний, но он не занимался медитацией.

Но это ещё полбеды: всё это происходило уже через тысячу лет после смерти Будды. Кроме того, Буддагхоса, до того как стал монахом, был индуистским учёным, то есть не буддистом. Он знал Веды наизусть, знал эту традицию, он участвовал в полемиках, на которых защищал Ведическую традицию. Это очень сильно наложило свой отпечаток. Но и это ещё не всё. Когда он составлял свой трактат, который называется «Висуддхимагга» («Путь очищения»), который описывает учение Будды в понятном для всех виде, потому что в то время мало кто знал пали и мало понимал, о чём там речь в суттах… Так вот, он создавал этот трактат не с целью передать учение Будды; это был трактат обзорный, чтобы примирить разные школы. И везде, где речь не касается медитации, этот трактат вполне адекватно передаёт учение Будды. Но когда начинается описание медитации, то оказывается, что Буддагхоса описывает ведическое сосредоточение, которое ведёт к ярким трансовым состояниям, и именно это он называет джханами.

В результате многие современные школы руководствуются этим трактатом в практике, и когда человек приходит, то ему говорят: да, достигнуть джхан реально, нужно 10 лет на это (в некоторых школах — 15)… Возникает вопрос: как тогда Будда вообще мог стать настолько популярным? А ведь он действительно был одним из самых популярных учителей в то время, люди приходили к нему — крестьяне, купцы — и получали очень быстрый результат. И далее возникает ещё более интересный феномен: некоторые учителя в современных школах буддизма, в Тхераваде например, начинают ощущать, что что-то не так с этими джханами, и они говорят, что джханы не нужны, можно обойтись без них. Можно достичь прямого знания без вот этих ужасных упражнений насилия над умом. И возникают школы, где внимание не сосредотачивается на чём-то конкретном, а движется по телу, этих ярких трансовых состояний не достигается, но человек какое-то успокоение получает.

Но если мы читаем сутты, то мы видим: Будда постоянно говорит о дхжанах, когда он рассказывает о своём опыте, о пути, который он преподаёт. Джханы — непременный атрибут этого пути. Поэтому без джхан здесь не обойтись. Что такое джханы тогда? Джханы — это стадии медитации, не более того. Когда человек находится в медитации, он проходит через определённые стадии, которые характеризуются определёнными признаками. Причём ещё один смущающий момент заключается в том, что те джханы, которые проходят через сосредоточения и через трансовые состояния, тоже обладают схожими характеристиками, и у них практически та же градация, но другое качество. Качество другое. Почему?

В сутте номер 36 Маджхима Никая Будда описывает свой путь — как он шёл к тому, чтобы стать Буддой. На каком-то этапе он нашёл разных учителей и учился у них, и учился он у них джханам. Там это не называется джханами, там говорится: такой-то учитель учил таким-то высшим состояниям, и говорится, что состояние «сфера отсутствия всего» — это то, что сейчас обычно называют седьмой джханой и что Будда потом тоже использовал это в своей речи. Другой учитель его обучил ещё более продвинутой джхане — восьмой, достижению «сферы ни-восприятия-ни-невосприятия». Он достиг этих джхан и понял, что они не ведут к цели. После этого он оставил этих учителей, хотя они предлагали ему быть их преемниками. Он оставил их и затем долго занимался другими практиками, он искал в другой области. Он пытался заниматься аскетизмом, он доходил практически до смерти, до грани смерти, но это ни к чему не привело. И в один из дней, когда он уже не знал, что делать, он вспомнил один эпизод из детства, когда он маленьким мальчиком сидел под деревом, было очень хорошо, был праздник, было очень спокойно и у него возникло очень радостное чувство. И тогда он понял: именно это состояние и ведёт к освобождению, именно через это состояние можно достичь освобождения. Это состояние и было первой джханой, которое он потом не раз опишет. И это было состояние безмятежности, состояние внутреннего покоя. Именно такого рода джханы он имел в виду, когда впоследствии многократно описывал свой путь. Сейчас обычно эти состояния (например, первая джхана, когда он был маленьким мальчиком, было очень хорошо, было очень спокойно и радостно на душе, было спокойно и блаженство) описываются так: мы чувствуем сильный восторг, сильный экстаз, полностью исчезает мир, полностью исчезает восприятие мира — это и есть первая трансовая джхана. Но Будда описывал совершенно другое.

Конец фрагмента лекции.

______

Итак, Джханы — это просто уровни успокоения ума. Тогда не важно випассану вы практикуете, метту, тантрические практики, анапанасати на дыхании или одноточечное сосредоточение, — вы всегда будете проходить через джханы. Путь к ниродхе и пробуждению лежит через джханы. Для примера, в буддийских суттах Палийского Канона Маджхима Никая из 152 сутт, в трети! упоминается джхановый подход на пути к просветлению.

В практиках одноточечного сосредоточения вы просто не осознаёте этих уровней так как нечем осознавать, каналы восприятия отключены, в практиках с осознаванием вы наблюдаете каждый уровень раз за разом.

Ещё одним краеугольном камнем является трактовка сутты Маджхима Никая 118. Анапанасати Сутта — Осознавание дыхания.

Если вдумчиво её прочитать, то становиться очевидным, что в этой, основной буддийской медитации нет места одноточечному сосредоточению, например, в точке прохождения воздуха под носом, а дыхание осознаётся скорее, как метроном, а не как объект концентрации. Прим этом само осознавание пребывает среди 4 опор: тело — чувство — ум — объекты ума.

Сформулированное Буддой понятие осознанности звучит так:

Осознанность — это памятование о наблюдении за движениями ума от объекта к объекту.

В поглощённых состояниях ума нет осознанности, нет наблюдения движений ума, нет возможности увидеть, как разворачивается механизм Зависимого Возникновения и возникает страдание.

Идея методик Будды проста — принятие, безмятежность, не-цепляние, равностность.

В практиках открытого осознавания ум успокаивается сам собой, нет потерь энергии, нет насилия над умом, нет контроля, — мы очень быстро входим в глубокие состояния сознания, проходя одну джхану за другой. А время сессий медитаций увеличивается до многих часов.

В конечном счёте отказавшись от последнего цепляния — идеи просветления, мы проваливаемся в ниродху. А там и до Ниббаны недалеко 🙂

Ещё одной особенностью учения Будды является его прикладной характер — устранение страданий из жизни, этой самой жизни. Речь идёт не о пребывании в Ниббане (Нирване) в медитации, не о пребывании в приятных состояниях в медитации, а об устранении страданий из жизни. Это происходит через устранение неведения, через угасание силы страстного желания, через познание природы ума, через пребывание в непомрачённых состояниях сознания.

Джханы осознавания — это состояния сознания, в которых можно пребывать в обычной жизни. В джханах поглощённых состояний, пребывать можно только в медитации, в этих состояниях полностью выключаются все каналы восприятия. В них подавляется сила страстного желания [причина страданий], так как прекращается и само восприятие, но выйдя из этого состояния вы снова попадаете в ловушку страстей мира вокруг.

Понимание и принятие — вместо контроля, безмятежность — вместо концентрации.

Одним видным и важным моментом в буддийских суттах, является предложение от самого Будды не верить даже ему и всё проверять через личный опыт в практике. Причём практика должна приносить результат сразу.

Ниже приведён анализ описания сутт, а также описание как джханы чаще всего «ощущаются» в практике медитации.

МАДЖХИМА НИКАЯ 111 АНУПАДА СУТТА

ПЕРВАЯ ДЖХАНА

📜 3. Вот, монахи, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от нездоровых состояний ума, Сарипутта вошёл в первую джхану и пребывал в ней. Эта джхана сопровождается думанием об объекте медитации и вглядыванием в него, она сопровождается радостью и удовольствием, которые возникают из-за отстранённости.

📜 4. И те состояния в первой джхане – думание об объекте медитации и вглядывание в него, радость, удовольствие и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

«Будучи отстранённым от чувственных удовольствий» — что это значит?

Это значит, что ум становится спокойным и больше не отвлекается на какие-то вещи, связанные со страстным желанием (я этого хочу, я этого не хочу). Больше нет отвлечений в этот момент. Когда человек сидит в медитации и находится в состоянии свободы от мыслей помех в течение некоторого времени, возникает это состояние.

Во время практики медитации метта, мы сначала используем слова, связанные с любящей добротой, пожелания духовному другу, образ духовного друга сам по себе. Это как раз и есть то, что называется думанием об объекте медитации и вглядыванием в него. То есть эта джхана вполне совместима с мышлением, мышлением словесным (вербальным) или образным, когда мы совершаем такое вот внутреннее мыслительное действие. Это особенность первой джханы.

Итак, свобода от помех, радость, удовольствие и возможность думать. Возможность мышления, но об объекте медитации. Это первая джхана. Что он воспринимает в этой первой джхане, какие восприятия вообще есть?

📜 Те состояния, которые он наблюдал: контакт, чувство, восприятие, формации и ум.

Человек воспринимает окружающий мир, есть контакт, есть восприятие зрительное, есть восприятие слуховое, нет никакого транса, при котором всё исчезает, нет экстаза.

Это очень сияющее, возвышенное состояние, то есть, иными словами, когда мы сидим в медитации, на каком-то этапе внезапно мы начинаем чувствовать радость, удовольствие, мы как бы начинаем светиться изнутри. Это и есть первая джхана.

📜 И он понял: «Воистину, этих состояний не было, и они возникли. Побыв, они исчезли.

То есть, придя в эту джхану, он просто наблюдал, что происходит: вот радость — он это наблюдает, вот удовольствие — он это наблюдает, контакт, чувство, восприятие — он всё это наблюдает, как оно появляется, как оно исчезает. Вот это та самая осознанность, с которой мы работаем, наблюдение за тем, что происходит в уме. Он просто за этим наблюдает; он не пытается удержать это, а просто наблюдает, как это появляется и как это исчезает и идёт дальше.

ВТОРАЯ ДЖХАНА

📜 5. Далее, монахи, с угасанием думания об объекте медитации и вглядывания в него Сарипутта вошёл во вторую джхану и пребывал в ней. Эта джхана сопровождается внутренней уверенностью и единением ума. В ней нет думания об объекте медитации и вглядывания в него, но есть радость и удовольствие, рождённые из собранности ума.

📜 6. И те состояния во второй джхане – внутренняя уверенность, радость, удовольствие и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

Итак, через какое-то время вы познаёте новое состояние, когда произнесение слов в метте, какие-то усилия специальные, для того чтобы удерживать внимание на объекте, становятся лишними, они сами создают напряжение. Тогда вы просто пребываете в этом чувстве или состоянии, без дополнительного думания. Это очень спокойное, ясное состояние: радость остаётся, удовольствие остаётся, но радость становится спокойнее. Вы познаёте уверенность, вы познаёте вкус медитации, вы познаёте, в чём тут соль, в чём тут фишка. Почему это работает, что такое вообще медитация сама по себе. В первой джхане это ещё не было так очевидно, это просто было здорово и хорошо, а здесь вы начинаете ощущать начало покоя. Вы начинаете ощущать, что такое медитация. Вы ещё заряжены радостью, но уже начинаете входить в этот вкус.

Здесь имеют место всё те же компоненты бытия, которые есть и в первой джхане. Это и контакт, и чувство, и восприятие, и формации, и ум. Мы продолжаем воспринимать мир, то, что происходит в уме, нет никакого поглощения, нет застывшего состояния блаженства — мы продолжаем наблюдать, что происходит.

Напомню, что такое формации — это активности, потенциал активностей. Сарипута продолжает наблюдать контакт, чувство, восприятие, активность — внутреннюю, мыслительную, какую-то в теле активность, он всё это продолжает воспринимать — и ум. Причём здесь написано именно «ум», а не сознание, как в пяти совокупностях. Сознание обычно имеется в виду именно в смысле помрачённого сознания, то есть охваченного страстным желанием. Это сознание, которое является результатом цепляния. Здесь же именно ум: он воспринимает ум, воспринимает, что в нём происходит. Это имеет отношение ещё к одной части Учения, которая называется четыре опоры осознанности.

ТРЕТЬЯ ДЖХАНА

📜 7. Далее, монахи, с угасанием радости Сарипутта пребывал равностным, осознанным, бдительным и ощущал удовольствие в теле. Он вошёл в третью джхану и пребывал в ней. Об этой джхане Благородные говорят так: «Тот, кто обладает равностностью и осознанностью, достигает приятного пребывания».

📜 8. И те состояния в третьей джхане – равностность, удовольствие, осознанность, бдительность, единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

То есть вторая джхана, в которой есть радость, удовольствие, тонкое возбуждение, переходит в спокойное состояние, более ясное, уже без этой радости. Вместо радости возникает глубокий внутренний покой — Плато. На этой стадии медитации мы чувствуем, что всё очень удобно: вот мы сидим и телу комфортно. В третьей джхане мы начинаем ощущать моментами, что части тела как бы исчезают. Это не онемение, а именно исчезновение из поля восприятия. Но если мы специально направим внимание на то, как у нас уложены пальцы, то, вполне, сможем это понять. Мы не чувствуем рук и не чувствуем ног. Всё настолько тихо, настолько спокойно. Вот это тонкое удовольствие в теле ещё остается. На этой стадии мы уже совсем чётко начинаем ощущать, как же здорово медитировать.

Сарипута за всем этим наблюдает. Он видит, что, да, есть усердие; это качество, которое характеризуется тем, что человек готов над этим работать, он весь устремлён в эту работу, ему это нравится. Он наблюдает, что, да, есть осознанность, он бодрствует, он всё это видит, фиксирует, что он всё это видит. Он видит, что есть равностность, невозмутимость, он всё это наблюдает, всё это понимает. Очень трезвое, очень чёткое состояние. Чем дальше, тем более трезвое, чем дальше, тем более тонкое различение явлений ума. Никакого поглощенного транса.

Приведу мои собственные слова, сказанные на интервью после первого знакомства с 4-й джханой:

Это незабываемое ощущение «видеть» свой успокоившийся ум.

В какой-то момент в медитации возникло плато, когда сфера сознания стала как поверхность горного озера, на котором нет даже ряби, как стекло — абсолютно ровная. Это состояние наблюдения своего успокоившегося ума как на ладони. Удивительное состояние видеть, как эта невероятная «машина» спит как младенец. От этого трепетного момента я чуть не вылетел из медитации 🙂

Такой ясности и чистоты сознания не было никогда прежде.

ЧЕТВЁРТАЯ ДЖХАНА

📜 9. Далее, монахи, с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства, Сарипутта вошёл в четвёртую джхану и пребывал в ней. Эта джхана – за пределами боли и удовольствия, характерна чистейшей осознанностью, возникающей благодаря равностности.

📜 10. И те состояния в четвёртой джхане – равностность, ни-приятное-ни-болезненное чувство, умственная невзволнованность, возникающая благодаря успокоению ума, чистота осознанности и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

И снова осознанность присутствует, поглощения никакого нет. И речь идет о настоящем времени, а не о выходе из джханы и рефлексии постфактум.

Этот уровень глубины медитации характерен тем, что сфера чувств и успокаивается, а тело начинает «исчезать». Если до этого состояния нас ещё могли потревожить какие-то внешние факторы, звуки, телесные ощущения, в 4 джхане ум перестаёт за них цепляться. Если посмотреть на это через Зависимое Возникновение, то ум просто пропускает события на уровне звена «контакт», не цепляясь за них. То есть контакт от дверей чувств и ума как органа восприятия есть, но ум утрачивает свою «липучесть» к объектам, дальнейшего развития цепочек Зависимого Возникновения, ведущих к помрачениям, не происходит.

В этой джхане утихает и восприятие физического тела, и восприятие эмоций характерных предыдущим джханам: с оставлением удовольствия и боли, равно как и с предыдущим угасанием радости и недовольства.

СФЕРА БЕЗГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА (5-Я ДЖХАНА)

📜 11. Далее, монахи, с полным преодолением восприятий форм, с угасанием восприятий, вызываемых органами чувств, не обращающий внимания на восприятие множественности, осознавая: «пространство безгранично», Сарипутта вошёл в сферу безграничного пространства и пребывал в нём.

📜 12. И те состояния в сфере безграничного пространства – восприятие сферы безграничного пространства и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

В канонических текстах описаны 4 джханы, а 4-я разделена на ещё 4 уровня называемых нематериальными сферами. Для удобства их тоже называют джханами, хотя на практике они воспринимаются как утончение восприятия 4-йджханы.

Можно провести также параллели и между джханами и брахмавихарами:

1-4 джханы — метта (любящая доброта)

5 джхана — каруна (сострадание)

6 джхана — мудита (сорадование)

7 джхана — упеккха (равностность)

В 5-й джхане тело окончательно «исчезает» из поля внимания, происходит переход в нематериальную, ментальную сферу. Этот переход часто сопровождается такими феноменами восприятия как «парение», «расширение» тела или «растягивание» ума.

Мой собственный комментарий, написанный по итогам одного из ретритов о переходе из материальных джхан в нематериальные:

Это такое вполне физическое ощущение, как будто ум распирает во все стороны. Что-то подобное изображается в фантастических фильмах при переходе в гиперпространство, когда физические объекты и тела героев начинает растягивать, плющить и всячески искривлять в разные стороны.

А через некоторое время все физиологические ощущения как бы перестали быть — конструкт тела растворился.

При этом физиологически остались осознаваемыми и слух, местами ощущения тела и всё остальное, но они просто больше не были связаны с умом, они стали абсолютно нейтральны для ума, по сути, они просто исчезли. Как когда мы скользим по какому-то виду, в котором нас ничего не интересует, ничто не цепляет ум, но при этом, если мы захотим, то можем приглядеться и увидеть какую-то деталь.

Ум, как оказалось, очень липучая штука, а здесь это свойство просто исчезло, наступила абсолютная свобода от ума. Просто огромное облегчение.

На этом уровне мы приходим к состоянию равности за счет очень сильного проявления осознанности. Фактически осознанность проявляется настолько, что становиться «быстрее» процессов ума, то есть мы начинаем видеть цепочки Зависимого Возникновения очень «глубоко», на уровне звена «ум-тело» или «ментальность-материальность».

При этом и ментальная сфера и материальная остаются, ум продолжает всё воспринимать, он просто перестаёт цепляться за что-либо.

Здесь важно уточнить, что переход между дханами похож на лифт, то есть мы сначала кратковременно переходим в следующую джхану, потом возвращаемся обратно, потом переходим на более длительное время, потом снова обратно, можем и «скатиться» чуть ниже, но в конце концов переходим на следующий уровень.

При этом мысли и отвлечения могут появляться во всех джханах и тормозить переход в более глубокие состояния. Однако с ростом осознанности мы все глубже «видим» Зависимое Возникновение и все большее количество цепочек — потенциальных отвлечений просто не развивается.

СФЕРА БЕЗГРАНИЧНОГО СОЗНАНИЯ (6-Я ДЖХАНА)

📜 13. Далее, монахи, с полным преодолением сферы безграничного пространства, осознавая: «сознание безгранично», Сарипутта вошёл в сферу безграничного сознания и пребывал в ней.

📜 14. И те состояния в сфере безграничного сознания – восприятие сферы безграничного сознания и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

После знакомства с уровнем сферы бесконечного пространства и относительной её пустотой вдруг выясняется, что на самом деле всё воспринимаемое пространство заполнено потоком явлений ума.

Можно представить это как нахождение в пространственном 3D-кинотеатре, поток сознания — в виде мириад различных явлений, представленных визуально, а наблюдение как бы летит сквозь этот поток, получается почти как в «Звёздных войнах» при переходе в гиперпространство, только явления не прямые линии-следы от звёзд, а скачущие туда-сюда точки-полоски.

В этой сфере мы на прямом опыте познаём все 3 признака бытия:

АНИЧЧА (непостоянство)

Мы начинаем видеть, что все явления не постоянны и мы не властным над ними. После формальной практики мы начинаем видеть непостоянство воочию и в жизни — этот нескончаемый поток явлений ума.

ДУКХА (страдание)

Отсутствие какой-либо возможности влиять на события приводит к страданию. Мы не можем избегать утраты желаемого, неполучения желаемого или получения не желаемого. Здесь, в 6 джхане, мы начинаем постепенно прозревать в это знание.

AНАТТА (не-я)

Мы начинаем видеть не-личностную природу явлений ума. Видеть, что нет некоего большого я, которое всем управляет. Есть лишь поток событий, который приводит к появлению мини-сознаний зависимых от звука, запаха, ощущения, вкуса, формы или возникшей зависимо мысли (подробнее об этом в статье о Зависимом Возникновении)

На этом уровне глубины медитации осознанность обостряется настолько, что мы начинаем воспринимать отдельные «биты» информации по каналам восприятия, зрения, слуха и т.д.

СФЕРА ОТСУТСТВИЯ ВСЕГО (7-Я ДЖХАНА)

📜 15. Далее, монахи, с полным преодолением сферы безграничного сознания, осознавая: «здесь ничего нет», Сарипутта вошёл в сферу отсутствия всего и пребывал в ней.

📜 16. И те состояния в сфере отсутствия всего – восприятие сферы отсутствия всего и единение ума; контакт, чувство, восприятие, формации и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, равностность и внимание – эти состояния были распознаны им одно за другим по мере того, как они происходили. Он распознавал, как эти состояния возникли, распознавал, как они наличествовали, распознавал, как они исчезли.

В какой-то момент в 6 джхане мы полностью «сдаёмся» и «отпускаем» события, что-то переключается и мы проваливаемся ещё глубже, как бы «за» поток сознания, за поток явлений.

О, это состояние ни с чем не перепутать. После утомительного мельтешения в сфере безграничного сознания наступает абсолютная тишина и покой, самое тонкое из возможных осознаваемых состояний, чистое сознание наблюдающее само себя. Это последний рубеж осознавания, далее сознание перестаёт быть непрерывным и утончается настолько, что воспринимается только частично и постфактум.

Через некоторое время осознанность становиться ещё восприимчивее, и мы начинаем замечать, что и эта джхана не совсем «пуста».

Что в ней есть предлагаю вам проверить самостоятельно 🙂

Как и во всех предыдущих джханах в этой также есть и контакт, и другие совокупности, то есть если кто-то дотронется до нас мы это почувствуем.

СФЕРА НИ-ВОСПРИЯТИЯ-НИ-НЕВОСПРИЯТИЯ (8-Я ДЖХАНА)

📜 17. Далее, монахи, с полным преодолением сферы отсутствия всего Сарипутта вошёл в сферу ни-восприятия-ни-невосприятия и пребывал в ней.

📜 18. Он осознанно вышел из этого достижения. Сделав так, он созерцал состояния, которые прошли, прекратились, изменились: «Воистину, этих состояний не было, и они возникли. Побыв, они исчезли».

В этой джхане сознание становиться настолько тонким, что перестаёт существовать как непрерывный поток восприятия. Мы не понимаем, что мы в этой джхане, только «вернувшись» из неё мы можем определить, что были в ней.

Пребывая в 7-й джхане, в какой-то момент состояние успокоения ума приходит в точку баланса всех 7 факторов просветления, и мы проваливаемся ещё глубже. Состояние в 8-й джхане похоже на состояние сонливости, только при этом наша осознанность остаётся максимально острой. Это похоже на вход в осознанное сновидение только без снов. Вернувшись из этого состояния, мы понимаем, что что-то там было, какие-то остатки потоков сознания, некоторые видят какие-то обрывки сцен. Монахи говорят, что видения связаны с высвобождением кармы. То есть в 8-й джхане происходит процесс очищения от накопленной кармы.

Возможно, речь идёт о том, что в этой джхане происходит трансформация наших паттернов автоматических реакций.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЧУВСТВОВАНИЯ (НИРОДХА)

📜 19. Далее, монахи, с полным преодолением сферы ни-восприятия-ни-невосприятия Сарипутта вошёл в прекращение восприятия и чувствования и пребывал в нём. И его помрачения были уничтожены мудрым видением.

Он понял: «За пределы этого невозможно продвинуться», и с дальнейшей практикой он убедился в том, что так оно и есть.

📜 20. Он осознанно вышел из этого достижения. Сделав так, он созерцал состояния, которые прошли, прекратились, изменились: «Воистину, этих состояний не было, и они возникли. Побыв, они исчезли». В отношении этих состояний он пребывал вне влечения и вне отторжения, независимым, отсоединённым, освобождённым, отделённым, с умом, лишённым преград.

В 8-й джхане всё ещё остаются тонкие потоки восприятия, в ниродхе происходит полное отключение восприятия и чувствования. Ум просто выключается. На томографе, согласно некоторым исследованиям, это выглядит как полное прекращение колебаний графиков активности процессов ума, — все графики становятся прямыми линиями.

Если смотреть на этот процесс через призму Зависимого Возникновения, то с переходом из 8-й джханы в ниродху происходит размыкание последнего звена «формации», все цепочки зависимого возникновения на какое-то время прекращаются.

Интересная особенность ниродхи — это возможность получения высшего опыта Ниббаны при выходе из неё.

С первым опытом Ниббаны происходит частичное освобождение от неведения, которое в свою очередь приводит к первой ступеньке пробуждения «сотапанна-путь» с последующей глубинной трансформацией личности. С каждым следующим опытом Ниббаны и глубиной прозрения в Зависимое Возникновение происходит переход на следующую ступеньку просветления.

В статье использовались фрагменты буддийских сутт Маджхима Никая, а также некоторые фрагменты лекций буддийской школы Суттавада.

📜  Автор: Максим Сати

Связанные статьи по теме: «Джханы (дхьяны) безмятежности VS джханы поглощения — тонкости и нюансы.»

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий