В 14 веке выдающийся тибетский учитель Цонкапа поставил свой целью полное и чёткое изложение основ буддийского учения. Так появилась книга Ламрим, на разделе которой — о медитации, основана эта статья. Цонкаап стал основателем школы гелугпа, которую ныне возглавляет Далай-лама 14.
В книге речь идёт о классической буддийской медитации, поскольку тантра требует особого посвящения и вводится после того как классическая медитация саматха – випассана уже полностью освоена.
Изучение медитации Цонкапа предлагал начинать с саматхи и переходить к випассане только после достижения стадии «безмятежности», предшествующей первой дхьяне.
Саматха это практика успокоения ума, собранного и плотно удерживаемого на избранном объекте. Объект выбирается в зависимости от типа личности, преобладания того или иного аффекта (клеши). Например, человеку одержимому вожделением предлагается сосредоточиться на образах разложения и отвратительных аспектах телесности. Одержимому гневом и неприязнью на медитации метты (любви-доброжелательности). Человеку с беспокойным умом на дыхании (анапанасати). Предлагались также темы обусловленного возникновения или разделения всего наблюдаемого на стихии-первоэлементы. Причём речь идёт не об обдумывании (это уже випассана), а именно на удержании внимания. Универсальным объектом медитации назван образ Будды.
Саматха подразделяется на девять ступеней.
- удержание объекта (закрепление)
- продолжительное удержание (фиксация мысли сохраняется относительно долго)
это стадии напряжённого внимания. ум чаще рассеян чем сосредоточен. - поправляемое закрепление (если мысль уходит, её возвращают)
- прочное закрепление (внимательность усиливается и объект больше не теряется)
- обуздание ума (пресечение появляющихся отвлекающих образов)
- успокоение (унятие нежелание сосредотачиваться. здесь важная роль придаётся предварительным размышлениям о том что все отвлечения это зло), усиленная бдительность.
- полное успокоение (постоянный самоконтроль и полное преодоление сонливости, вялости, вожделений и т.п. «вторичных клеш» отвлекающих от медитации, даже незначительный проявлений возбуждённости и расплывания)
это стадии прерывающегося внимания. ум чаще сосредоточен , чем рассеян. - однонаправленное сосредоточение, поглощённость. для устойчивого сосредоточения уже не требуются волевые усилия. это стадия непррывного внимания.
- безмятежность, самадхи. присутствует блаженство, ясность, мысли не появляются. Это стадия естественного внимания. Ум и тело совершенно податливы. Можно изменить позу, прогуливаться, состояние не меняется. По мере развития этого состояния появляется ощущение приятной тяжести в голове , и ощущение движения энергии в теле. Появляется ощущение физического блаженства. Затем радость и блаженство ослабевают и появляется безмятежность.
Только после этого происходит переход в первую дхьяну (из тех которые называют глубокими, относящимися к рупалоке). Клеши (чувственные желания и прочие аффекты) почти не появляются, податливость тела и ума в определённой степени сохраняются после выхода из медитации. Достижение этой стадии необходимо и на подготовительной стадии тантрического пути.
После этого (даже при достижении безмятежности не переходящей в первую дхьяну) возможен переход к випассане (практике проникновения).
Здесь различается «мирской» и надмирный» пути. Мирской предполагает переход от одной дхьяны к другой и исследование этого состояния, каждая предыдущая дхьяна осознаётся как грубая, каждая следующая, как тонкая. Здесь также исследуются объекты вызывающие желание и привязанность. Вплоть до её исчезновения. Надмирный путь предполагает дискурсивное размышление, обдумывание, всестороннее исследование буддийских истин. Прежде всего учения о пустоте и безсамостности.
Медиатция теперь становится пульсирующей- чередуются периоды обдумывания-исследования и недискурсивного без-образного сосредоточения.
Если это было размышление о пустоте, то недискурсивное сосредоточение тоже идёт на пустоте.
На этой стадии, медитации становятся очень длительными, но воспринимаются как короткие. Их отличает: недескурсивность, дыхание почти не чувствуется, полная ясность, светлость и тонкость – замечаются самые тончайшие ощущения и движения мысли.
Но максимальный эффект это практика даёт если параллельно происходит рациональное постижение идеи пустоты через аналитическое проникновение. В конце концов достигается единство безмятежности и проникновения, когда исследование не возбуждает ум, а только укрепляет блаженный покой.
После этого возможен переход к тантрическим техникам «стадии завершения».
📜 Автор: Максим Александров