Классическая медитация в северном буддизме (школа гелугпа)

Медитация

В 14 веке выдающийся тибетский учитель Цонкапа поставил свой целью полное и чёткое изложение основ буддийского учения. Так появилась книга Ламрим, на разделе которой — о медитации, основана эта статья. Цонкаап стал основателем школы гелугпа, которую ныне возглавляет Далай-лама 14.
В книге речь идёт о классической буддийской медитации, поскольку тантра требует особого посвящения и вводится после того как классическая медитация саматха – випассана уже полностью освоена.
Изучение медитации Цонкапа предлагал начинать с саматхи и переходить к випассане только после достижения стадии «безмятежности», предшествующей первой дхьяне.
Саматха это практика успокоения ума, собранного и плотно удерживаемого на избранном объекте. Объект выбирается в зависимости от типа личности, преобладания того или иного аффекта (клеши). Например, человеку одержимому вожделением предлагается сосредоточиться на образах разложения и отвратительных аспектах телесности. Одержимому гневом и неприязнью на медитации метты (любви-доброжелательности). Человеку с беспокойным умом на дыхании (анапанасати). Предлагались также темы обусловленного возникновения или разделения всего наблюдаемого на стихии-первоэлементы. Причём речь идёт не об обдумывании (это уже випассана), а именно на удержании внимания. Универсальным объектом медитации назван образ Будды.


Саматха подразделяется на девять ступеней.

  1. удержание объекта (закрепление)
  2. продолжительное удержание (фиксация мысли сохраняется относительно долго)
    это стадии напряжённого внимания. ум чаще рассеян чем сосредоточен.
  3. поправляемое закрепление (если мысль уходит, её возвращают)
  4. прочное закрепление (внимательность усиливается и объект больше не теряется)
  5. обуздание ума (пресечение появляющихся отвлекающих образов)
  6. успокоение (унятие нежелание сосредотачиваться. здесь важная роль придаётся предварительным размышлениям о том что все отвлечения это зло), усиленная бдительность.
  7. полное успокоение (постоянный самоконтроль и полное преодоление сонливости, вялости, вожделений и т.п. «вторичных клеш» отвлекающих от медитации, даже незначительный проявлений возбуждённости и расплывания)
    это стадии прерывающегося внимания. ум чаще сосредоточен , чем рассеян.
  8. однонаправленное сосредоточение, поглощённость. для устойчивого сосредоточения уже не требуются волевые усилия. это стадия непррывного внимания.
  9. безмятежность, самадхи. присутствует блаженство, ясность, мысли не появляются. Это стадия естественного внимания. Ум и тело совершенно податливы. Можно изменить позу, прогуливаться, состояние не меняется. По мере развития этого состояния появляется ощущение приятной тяжести в голове , и ощущение движения энергии в теле. Появляется ощущение физического блаженства. Затем радость и блаженство ослабевают и появляется безмятежность.

Только после этого происходит переход в первую дхьяну (из тех которые называют глубокими, относящимися к рупалоке). Клеши (чувственные желания и прочие аффекты) почти не появляются, податливость тела и ума в определённой степени сохраняются после выхода из медитации. Достижение этой стадии необходимо и на подготовительной стадии тантрического пути.
После этого (даже при достижении безмятежности не переходящей в первую дхьяну) возможен переход к випассане (практике проникновения).
Здесь различается «мирской» и надмирный» пути. Мирской предполагает переход от одной дхьяны к другой и исследование этого состояния, каждая предыдущая дхьяна осознаётся как грубая, каждая следующая, как тонкая. Здесь также исследуются объекты вызывающие желание и привязанность. Вплоть до её исчезновения. Надмирный путь предполагает дискурсивное размышление, обдумывание, всестороннее исследование буддийских истин. Прежде всего учения о пустоте и безсамостности.
Медиатция теперь становится пульсирующей- чередуются периоды обдумывания-исследования и недискурсивного без-образного сосредоточения.
Если это было размышление о пустоте, то недискурсивное сосредоточение тоже идёт на пустоте.
На этой стадии, медитации становятся очень длительными, но воспринимаются как короткие. Их отличает: недескурсивность, дыхание почти не чувствуется, полная ясность, светлость и тонкость – замечаются самые тончайшие ощущения и движения мысли.
Но максимальный эффект это практика даёт если параллельно происходит рациональное постижение идеи пустоты через аналитическое проникновение. В конце концов достигается единство безмятежности и проникновения, когда исследование не возбуждает ум, а только укрепляет блаженный покой.
После этого возможен переход к тантрическим техникам «стадии завершения».

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий