Медитация Анапанасати – технология просветления 

Медитация

Среди буддийских медитаций есть метод достижения просветления, с высокой вероятностью восходящий к самому Будде. Это Анапанасати – медитация наблюдения за дыханием.

Её подробное описание можно найти в Палийском каноне в Анапанасати-сутте (Мадджхима Никая 118). 

Сама техника медитации Анапанасати несколько различается в разных буддийских школах. Неизменным является то, что дыхание естественно, оно не контролируется, ему не задаётся определённый ритм.

Давайте попробуем один из вариантов медитации на дыхании:

Вы сидите или лежите с закрытыми глазами и всматриваетесь в темноту век, одновременно сосредоточив внимание на дыхании и осознавая всё происходящее с телом и умом. Хотя центр внимания стремиться отклониться к одному из этих наблюдений, важно сохранение баланса. Это не просто, управлять своим вниманием, это большое искусство, но с опытом процесс наблюдения станет естественным и без усилий.

В медитации Анапанасати гармонично соединяются два основных направления буддийской практики – саматха (шаматха) и випассана (випашьяна) – собранность ума и исследование или прозрение.

Саматха — плотное, без отвлечений, удержание ума на объекте – в данном случае, дыхании, переходит в самадхи, восемь ступеней которого называются джханами (дхьянами).

Випассана – это активная медитация, проникновение в суть, прямое созерцание психических процессов. При этом, предполагается, что ум не поглощён трансом до полной неподвижности.

Можно выделить четыре стадии углубления медитативной практики:

  1. На первой, происходит привыкание ума к новому режиму функционирования – без отвлечений.
  2. На втором, достигаются и исследуются джханы (дхьяны) (с 1 по 4) – состояния вне практики недостижимые.
  3. На третьем, происходит прикосновение к ещё более тонким состояниям – самапатти (называемых также бесформенными или нематериальными джханами (дхьянами) — с 5 по 8).
  4. На четвёртом, происходит остановка ума – это обозначается термином ниродха – что приводит к проблескам высшего состояния сознания — Ниббане (Нирване).  

Рассмотрим эти стадии более подробно

1.Привычка к медитации.

Самое трудное в медитации это начать медитировать. И не бросить.

Медитация всё активней входит в жизнь «прогрессивного человечества». О ней написаны сотни книг и тысячи статей, её преподают в университетах, детских садах и тюрьмах. Но далеко не у всех современных людей есть такая же мощная мотивация к практике, как у древних монахов, стремившихся достичь просветления.

Поэтому с позиций светского буддизма, для того чтобы медитация стала неотъемлемой частью жизни стоит придерживаться четырёх правил:

  1. Практика должна быть простой и естественной для ума и тела  
  2. Медитация должна быть приятной  
  3. Медитировать важно каждый день 
  4. Практика должна приносить ощутимый результат в жизни 

Чтобы добиться продвижения в медитации не потребуется ни совершенное владение телом и органами чувств, ни умения часами сидеть в позе лотоса, ни сверхъестественных навыков концентрации.

Достаточно медитировать не напряжённо, расслабленно, сидя на стуле, но с твёрдым намерением.

Самый сложный момент для нетренированного ума – момент вхождения в состояние медитации, первые 15 минут. Для них подойдёт такая приятная и интересная практика как метта – медитация любящей доброты. Она же не даст вам впасть в состояние сонливости. А уже дальше можно перейти к собственно медитации на дыхании – анапанасати. Три точки приложения внимания – зрение, дыхание, ощущение – достаточны для того чтобы ум был занят ими полностью и постепенно успокоился.

Объекты концентрации поэтому и называются опорами медитации, они нужны как якоря, позволяющие удержать внимание от бурь и штормов ума, но при этом не уйти в поглощенные состояния сознания, не потерять главный инструмент – осознавание.  
 

Именно осознанность и есть суть этой практики

В сутте посвящённой медитации на дыхании сказано:
 

«…монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустынное место, садится, скрестив свои ноги, держит тело прямо и устанавливает памятование перед собой.

Постоянно памятуя, он вдыхает, и памятуя, он выдыхает.

I. Отслеживание тела

(1) Делая длительный вдох, он распознает, что он делает длительный вдох;

делая длительный выдох, он распознает, что он делает длительный выдох;

(2) делая короткий вдох, он распознает, что он делает короткий вдох;

делая короткий выдох, он распознает, что он делает короткий выдох.

(3) Он тренируется вдыхать, ощущая все тело,

он тренируется выдыхать, ощущая все тело.

(4) Он тренируется вдыхать, успокаивая деятельность всего тела,

он тренируется выдыхать, успокаивая деятельность всего тела,

Чтобы почувствовать плоды такой практики не обязательно ждать годы. Они будут ощутимы уже через пару недель. Как минимум вы станете гораздо внимательней и спокойней, а, с помощью медитации метты, и доброжелательней. Улучшится сон, поднимется настроение. Но главное, вы ощутите вкус состояния медитации, она начнёт приносить удовольствие, продолжительность сессий увеличиться, а значит появится возможность и для проявления более глубоких состояний.
 

2. Джханы (Дхьяны)

Состояние медитации, называемое самадхи, это прикосновение неизвестности. Первое что ощущается при вхождении в Джханы (Дхьяны) это блаженство – здесь и сейчас.

Оно складывается из пити (восторга) и сукхи, состояния глубокой удовлетворённости. Нередко ощущается движение энергии через тело, а само оно становится как бы прозрачным и невесомым.

Объект – дыхание продолжает направлено удерживаться, но во второй джхане в усилии уже нет нужды. Дыхание сохраняется как метроном. Действующее я куда-то исчезает, процесс разворачивается сама собой. В третьей – уходит восторг, его сменяет спокойная радость. Наконец с четвёртой приходит покой, где блаженство воспринимается уже как нечто лишнее и грубое. Ощущение тела начинает исчезать.

Могут быть и менее заметные приятные ощущения, напоминающие джханы.

В этих состояниях главное – сохранение осознанности. Вы вдыхаете и выдыхаете, и осознаёте пити и сукху, активность или молчание ума.

3. Нематериальные джханы

5-я джхана характеризуется специфическим ощущением расширения тела и границ пространства. Это означает переход к «нематериальным» уровням сознания.

Постепенно глубокая тишина всё больше окутывает ум. И на её фоне становятся доступны наблюдению самые тонкие психические процессы. Например зарождение, развитие  и исчезновение мысли. Именно здесь начинается настоящая практика випассаны, в которой проявляются на практике 3 буддийских характеристики бытия:   

  • Аничча — непостоянство (нет того, на что было бы можно опереться в этом мире)  
  • Дуккха — страдание (вытекающая из первого) 
  • Анатта — не-я (обезличенность всех процессов и явлений) 

Всё что появляется и исчезает в пространстве сознания никак не может быть «вами», это просто бесконечно длящийся безличный процесс. Его развёртывание называется в буддизме взаимозависимым возникновением.

В безграничной пустоте сознание наблюдает само сознание. Порой из ничто являются кармические образы. Наконец, сознание начинает «мигать». Восприятие становится дискретным – вы начинаете различать отдельные «кадры» – кванты восприятия – дхармы. Это похоже на кинопленку, когда вы ставите на паузу и начинаете видеть отдельные кадры.

Временами  можно воспринимать яркий свет, временами провалы. Происходящее воспринимается уже постфактум.

Пребывание в нематериальных джханах как и сами многочасовые медитативные сессии наиболее интенсивно трансформируют ум практика. На нейронном уровне, изменения мозга происходят несоизмеримо быстрее, чем в небольших медитативных сессиях.  

4. Ниродха и Ниббана (Нирвана)

Зачем всё это нужно? Дело в том, что тот устойчивый (и на самом деле довольно мучительный, страдательный) режим, в котором работает наш мозг не безальтернативен. И альтернативой этому «уму» является не безумие, а «просветлённое сознание». Это действительно совсем другой режим. Но что бы в него войти, нужно остановить действующую программу. Випассана позволяет увидеть её механизм, а если мы видим устройство механизма, мы уже не можем полностью находится под властью генерируемой им иллюзии. Ниродха – это приостановка этой программы, перезагрузка.

В результате этой перезагрузки высока вероятность того, что на какое-то время у вас включится тот самый альтернативный режим работы ума. Этот момент в дзен называется кэнсё, а в некоторых хинаянских и необуддийских направлениях – Ниббана (Нирвана).

Считается, что каждый опыт ниродхи ещё чуть-чуть продвигает ум в направлении достижения полного просветления. Таких стадий просветления в самом старшем буддизме Тхеравады выделяют 4:  

  • Соттапана (вступивший в поток) 
  • Сакадагами  
  • Анагами  
  • Арахант (полностью просветлённый)  

Медитация анапанасати позволяет за достаточно короткий промежуток времени, освоить длительные медитации, основу практики випассаны и самадхи – буддийской технологии достижения просветления.

А если вам повезло с наставником и у вас есть возможность практиковать анапанасати в формате выездного ретрита, достижение опыта просветления становится доступным, даже если у вас не было предшествующего многолетнего опыта медитации.  

📜  Авторы: Максим Сати, Максим Александров


 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Ребята, спасибо за статью, очень полезная информация.

    Ответить