Почему люди решают начать медитировать? Иногда просто из любопытства. Чаще потому, что их что-то не устраивает в обычной жизни, чтобы получить что-то недостающее или от чего-то избавиться, а может быть, чтобы стать лучше. Однажды приходит понимание, что достижение желаемого (новая любовь, свой бизнес, переезд в другую страну, куча дипломов, дольче вита и т.д.) почему-то не приносят ожидаемого удовлетворения, а если приносит, то только на время.
Сначала мы ищем причины этого во вне: в других людях или обстоятельствах, в воспитании, начальнике, партнёре, плохой власти или происках тайных сил. Потом начинаем думать, что что-то не так с нами самими. Но попытки усовершенствоваться, держать эмоции под контролем, поменять жизнь почему-то к успеху не приводят.
Как на странно, причины этого заложены в самом устройстве нашего ума.
Вспомним как это происходит:
Мы занимаемся чем-то приятным: гуляем по живописному парку, обедаем в хорошем ресторане, уединились с близким человеком… а ум в это время прокручивает совсем другие сценарии – конфликт на работе, незаживающую обиду месячной давности, страх перед финансовыми потерями и т.д. и т.п. И крадёт половину удовольствия, если не больше. Потому что делать сразу два дела уму сложно.
Действия и слова окружающих редко соответствуют нашим надеждам. А уж что говорить об их оценке нашей персоны… Но почему мы продолжаем переживать, когда событие уже прошло? Почему механизм страдания продолжает накручивать новые витки? Это наш собственный осознанный выбор?
Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
Но память, мой злой властелин,
Всё будит минувшее вновь!
Это хорошо знакомо каждому.
А мы ведь так любим всё контролировать. Себя, окружающих, ситуацию… Контроль над чувствами, контроль над эмоциями…
Иногда нам кажется, что цель почти достигнута. Но вслушайтесь. Кто это там всё время бормочет у вас в голове? Это вы сами говорите? Тогда попробуйте минут десять не думать, вообще. Ну как, получилось?
Или допустим поменять привычки. Применив неимоверные усилия, мы это сделать можем, бросить курить, начать худеть и бегать в шесть утра. Но почему так сложно-то? Мы же решили… Значит раз и…
Похоже, решения о том, как нам себя чувствовать, что думать, что делать, как видеть мир, что переживать и какую поддерживать температуру тела, принимает кто-то другой. Нет, это тоже мы, но только не сознание, не та часть психики, которая осознает себя как «я».
Обозначим этого реального актора («действователя») как «мозг» или «бессознательное»
Согласно данным нейрофизиологии, задержка между событием и его восприятием составляет 0.5 секунды. За это время мозг успевает переработать информацию и выдать собственную версию сознанию.
Так, например, благодаря явлению, называемому стробоскопическим эффектом, у нас возникает иллюзия движения при просмотре фильма – на каждом кадре предметы чуть смещены от прежней позиции. Благодаря ему мы «слышим» музыку, а не отдельно взятые звуки.
Заметить эту паузу можно, например, когда мы резко одергиваем руку от раскалённой плиты, ещё до того, как поняли, что обожглись. Тут даже до сознания дело не доходит, мозг принимает решение самостоятельно, а «мы» узнаём об этом постфактум.
Многие нейрофизиологи уверены, что совершаемый человеком выбор — результат бессознательных процессов, и, что свободы воли не существует. По экспериментальным данным, оперативное решение принимается мозгом еще за 10 секунд до того, как осознаётся.
То же касается и эмоций. Наши эмоциональные реакции имеют химическую природу. И мозг запускает их через гормональную систему без участия сознания. Эмоция уже «включилась», а сознанию остаётся объяснить себе, почему она появилась.
Но из этого следует что и такие устойчивые «отрицательные состояния, как зависимость, депрессия, апатия, ярость — это не «выбор» сознания. Их создаёт мозг, почему-то решив, что в данных обстоятельства это состояние оптимально. С точки зрения продуктивности решение это довольно странно.
Но! Штука в том, что данные для выработки алгоритма мозгу поставляет всё-таки наше сознание.
Сознание — это оператор, управляющий вниманием. И если мы регулярно и направленно думаем о проблемах, вспоминаем об обидчиках, или укоряем себя, то закладываем в ум вводные данные, которые впоследствии и становятся нашими состояниями.
пссм
Если вдуматься, то это отличная новость! Раз мы сами программируем наши состояния, то изменив вводные данные, можно полностью себя перепрограммировать. Буддийская медитация любящей доброты, является ярким примером инструмента тонкой настройки состояний сознания.
Вот только простого усилия воли для того, чтобы держать чувства под контролем, эмоции под контролем, явно недостаточно. Мозг тоже не един и состоит из 3 уровней: рептильный мозг отвечает за выживание, дыхание, температуру; лимбическая система за эмоциональные состояния, за отношения; а неокортекс за логическое мышление, память и речь. Феномен самосознания связан именно с ним.
У всех трёх свои, порой взаимоисключающие цели.
Рептильный мозг переубедить необычайно трудно. Неокортекс ему не указ, он его просто не понимает. Общение идёт через сурдопереводчика (в это роли выступает лимбическая система).
Последняя уже хорошо воспринимает мысли, но ещё лучше образы. И может довести задание до глубин бессознательного.
Но для того, чтобы это сработало, мы должны воспользоваться главным инструментом, который есть в распоряжении нашего сознания – вниманием. Умение устойчиво удерживать внимание на выбранном объекте это и есть медитация. А если удаётся удерживать его достаточно долго, мозг принимает новую программу к исполнению.
ПОЧЕМУ МЕДИТАЦИЯ МЕТТА?
Именно с помощью буддийской медитации любящей доброты (метты) мы можем разговаривать с лимбической системой на её «собственном языке». В медитации метта мы создаём эмоцию и удерживаем на ней внимание.
Это гораздо эффективней, чем удерживать концентрацию на каком-либо «неинтересном» объекте. Гораздо меньше желание отвлечься. Ощущения приятны. Это «пряник», который позволяет закрепить привычку к медитации на бессознательном уровне. Рептильный мозг получая сигнал об эмоциональном благополучии, расслабляется: «опасности нет» – и перестаёт создавать помехи. Медитации получаются глубокими и продуктивными.
А дальше, практикуя медитацию любящей доброты, мы перепрограммируем свой ум на позитивные реакции. И обнаруживаем, что они гораздо эффективней для жизни. Эта привычка переходит и в обычную жизнь: мы чувствуем себя всё лучше, меньше влипаем в аффективные переживания и внутреннюю болтовню, уходят страхи, возрастает эффективность действий, возрастают способности к творчеству и созиданию.
Количество положительных мыслей становится больше, чем отрицательных — стакан оказывается наполовину полон!
Все меньше становится в нашей жизни гнева, ненависти, обид, ревности, сожалений.
И отношение к вам со стороны других людей на глазах начинает изменяться в лучшую сторону.
Количество энергии резко возрастает, ведь вы больше не тратите её на всякую ерунду.
Жизнь становится спокойней и радостней. А поскольку медитацию метта можно практиковать, где угодно и сколько угодно, по сути, это и есть контроль над эмоциями, контроль над чувствами, хотя вы вроде бы ничего специально не контролируете…
КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ К МЕДИТАЦИИ МЕТТА
В любом виде медитации используется объект концентрации. Это может быть дыхание, пламя свечи, определенная точка на теле или чувство. Объектом концентрации в медитации метта является чувство любящей доброты. Мы знаем, что вызвать положительное чувство не так-то и просто, для этого нужно оказать воздействие на лимбическую систему мозга.
Практика по шагам:
Сядьте удобно с прямой спиной, закройте глаза.
Представьте образ положительной сцены. Это может быть памятное событие, когда вам было хорошо. Например, когда вы впервые увидели своего ребенка, или как вы наблюдаете за детьми. Это может быть сцена из детства, в который вы играете с щенком или котенком. Но вы можете придумать сцену, которой не было.
Добавьте деталей. Если это сцена из детства, добавьте в неё зеленую траву и теплоту солнца. Если это сцена игры со щенком, представьте как щенок рычит, покусывает вам руку, пахнет по щеняче и бьёт вас своим хвостиком.
Когда вы почувствуете тепло, внутренний свет, мурашки или приятное состояние, попробуйте рассмотреть это состояние.
Практикуя медитацию любящей доброты, вы уже через несколько недель начнете чувствовать себя намного счастливее просто так, без каких-либо внешних причин.
На пути практики, медитация метта открывает доступ к длительным сессиям и высшим медитативным состояниям — джханам (дхьянам).
Медитация метта – это одна из ключевых медитаций в нашей школе. На сайте вы найдете подробные инструкции для самостоятельной практики или сможете присоединиться к нам на ретритах или онлайн-практиках и курсах.
📜 Автор: Максим Сати