Медитация метта и Брахма-вихары – путь в Божественный мир.

Духовные традиции

Метта, каруна, мудита, упекха – в переводе с пали: любящая доброта, сострадание, сорадование, равностность/невозмутимость. Это четыре состояния ума рекомендованные буддисту для взращивания. Но почему они «божественные обители» – Брахма Вихары?

Здесь нам необходимо будет совершить небольшой экскурс в буддийскую космографию (а фактически это карта психокосма).

На сакраментальный вопрос – верят ли буддисты в Бога? – правильный ответ: да. Только этот Бог не бесконечен, не вечен и не всемогущ, но зато несомненно благ. Это Брахма – Бог нашей локальной солнечно-земной системы.

Для буддистов большее значение имеет другая картография – карта состояний сознания, шкала на которой размещаются все живые существа. Здесь есть три гигантские области: Арупалока, Рупалока и Камалока.

На этой шкале мир Брахмы — это самый нижний, ближайший к нам уровень Рупалоки.

Но мы то все – земляне – от бактерий до богов – обитаем в Камалоке. Это значит, что мир Брахмы для всех нас запределен, это Божественный мир, которого достигают только просветлённые.

Но всё же он не столь далёк, чтобы считаться непостижимым. Брахма даже появляется в нашем мире. Так, по легенде, именно он убеждал Будду начать проповедь после обретения просветления.

Качества Брахмы – Брахма Вихары – это те состояния ума, которые ведут в мир Брахмы. А путём этим идёт любой «реализованный» подвижник, любой веры, даже если он и не собирается там останавливаться. На самом деле, мы можем и не верить в Брахму, но ни один буддист не сомневается в существовании того уровня развития сознания, которое он маркирует как – уровень входа в Рупалоку.

Итак, брахмавихары это та лестница, по которой можно совершить восхождение, они не «земные», т.е. не направлены на достижение каких-то мирских желаний, они важнее чем заповеди, которые начинаются с «не» – те всего лишь страховка, способ остаться человеком.

Брахма Вихары – метта, каруна, мудита, упекха – это позитивная программа совершенствования. Они важнее заповедей долженствования, потому что касаются не поступков, а состояний ума, из которых естественно проистекают те или иные поступки. Это состояния, в которых можно находится в миру, не внося туда ничего кроме гармонии. И они же противоядие от разрушительных аффектов.

Разберём их подробней.

Слово метта нередко переводится как «любовь», но любовь по-русски это очень многозначно. В греческом, например, ему соответствуют четыре разных термина. И ближе всего к понятию метта из них слово агапэ. Это бескорыстная любовь не привязанная к конкретному объекту. Метта это прежде всего доброжелательность, приязнь, тёплая симпатия равно ко всем живым существам. Будда соотносил его с миром богов-«олимпийцев» – Траястримсой. В тхераваде и связанных с ней школах метта ставится во главу угла, а  медитация метты становится важнейшим инструментом практики.

Каруна это сострадание, но опять же в русском языке, это близко к понятию «разделить страдание». Здесь сострадание это желание избавить живые существа от страданий. «Пока есть хотя бы одно несчастное существо в мире, мое счастье не может быть полным». В махаяне эта вихара считается самой главной, основным мотивом альтруистической деятельности бодхисаттв.

Мудита – сорадование – это добродетель, которой на Западе уделяли всегда немного внимания. Между тем это желание нести радость и счастье, радоваться радости других. Мир Тушита – Небеса Радости – один из самых высших в Камалоке.

Каждая из этих трёх вихар, выбранная  в качестве объекта медитации, может приводить к переживанию дхьян (джхан) (с 1 по 3)

Четвёртая – упекха – равностность, невозмутимость – ведёт к 4-й дхьяне (джхане) – бесстрастного покоя, не подверженности волнениям. Смысл её не апатия и равнодушие (напротив это противоядие против них), а непоколебимость внутреннего покоя никакими житейским обстоятельствами и эмоциональными ситуациями.

Вместе это и даёт позицию Брахмы – доброжелательно обращённого ко всем существам, но не зависящего от них.

Медитация любящей доброты, как она сейчас преподаётся, призвана в ходе одного ретрита метты актуализировать все четыре брахмавихары последовательно. Даже простое прикосновение к этим состояниям оказывает целительное воздействие на психику, изнурённую гонкой по кругу желания-гнева-равнодушия.

Возможность познакомиться с практикой метта с брахма вихарами есть у каждого, например, на одном из ретритов нашей школы.

📜  Автор: Максим Александров

Связанные статьи по теме: «Медитация метта и Брахма-вихары»

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий