Опыт медитативных дхьян (джхан): випассана, метта и образная медитация.

Медитация

Широкий круг отечественных читателей с понятием «дхьяны», как кажется, познакомил Виктор Пелевин в своих «Тайных видах на гору Фудзи». Но, конечно, практики буддийской медитации и так знакомы с ними не понаслышке. Проблема только в том, что не все обозначают этим термином одно и тоже. Те дхьяны, о которых говорится в романе, это дхьяны глубокой концентрации, а на ретритах же вы скорее всего познакомитесь с «лёгкими» – дхьянами осознавания, дхьянами тела, дхьянами света и др., которые проще достижимы и одновременно вполне пригодны служить базой для практики випассаны – исследования и прозрения в подлинную реальность. Есть даже ригористы, которые считают, что випассану надо практиковать «всухую», без дхьян. Но такой подход едва ли можно назвать «срединным путём».

Ниже я постараюсь дать краткий обзор того, как дхьяны переживаются при использовании трёх разных медитативных техник.

Школа Випассана –использующая методику. У Ба Кхина – Гоенки – самая известная в РФ. Здесь необходима оговорка, что школа «Випассана» и техника випассана (випашьяна) это не синонимы, также как школа Дхьяна (Дзен, Чань) и дхьяна. Школа Гоенки использует в качестве базовой одну конкретную технику випассаны – сканирование тела (хотя там есть и продвинутые уровни). Последовательное применение этой техники, в сочетании с концентрацией на дыхании, в течение 10-дневного ретрита приводит к переживанию лёгких джановых состояний.

Метод этот достаточно жёсткий. Длительное время основным объектом наблюдения является сильная физическая боль. Постепенно на первый план начинают выходить энергетические ощущения – движение энергии по телу вслед за вниманием, а потом и сама собой. Начинаются разные необычные явления: автоматические движения, вспышки света, ощущение или «видение» внутренних органов. В какой-то момент энергия начинает «растворять» болевые ощущения. Телесное удовольствие ощущается не интенсивно и наиболее явно при перемене позы. Потом тело начинает «исчезать», остаётся только слабое энергетическое ощущение на его месте. Собственно, это уже дхьяна. Наконец меняется общее эмоциональное состояние – оно становится очень-очень спокойным и приятным, мысли только на периферии сознания, оно сохраняется и после выхода из медитации. При практике метты радость усиливается и становится довольно интенсивной. В целом, достижение третьей-четвёртой лёгкой дхьяны за 10-дневный ретрит с часовыми медитативными сессиями вполне достижимо. В «домашних» условиях для этого потребуется более длительные сессии – 1.5 и более часа.

Метта в сочетании с наблюдением за дыханием (анапанасати) основной метод в школе Суттавада. Медитация здесь более комфортна, предметом сосредоточения здесь служит тёплое приятное чувство с элементами брахмавихар, направляемое тем или иным адресатам. Достижение первых дхьян осознавания доступно за 2-3 дня ретрита или несколько недель ежедневных занятий. Более упорные занятия за несколько месяцев вполне могут довести и до 8-й дхьяны осознавания, но это может потребовать более длительных медитативных сессий (2-3 часа).

Вот описание одного из участников онлайн-ретрита Школы трёх путей, также использующей частично эту методологию:

В последние минуты медитации наблюдал какое-то глубокое состояние, трудно еще пока словами описать. Это как прибывать в энергетическом поле. Такое глубокое и ровное, спокойное состояние. Части тела не чувствовались и мыслей не было.

В какой-то момент и тело было полностью расслаблено и наполнено энергией и чувствовалось как одно целое. И энергия была ровная и одинаковая везде. Такое спокойствие и тишина, вот только дыхание чувствовалось в области лица и было как тоненький ручеек.

Тело надутое, энергия неподвижная в нем, а сама граница тела- между телом и атмосферой, сама граница очень тонкая, как у воздушного шарика. И эта граница стала растворятся и исчезла. Тело не ощущалось совсем, была только эта энергия. Даже дыхание исчезло.

и другая участница:

Интересно было наблюдать за состоянием, которое наступило после метты, где-то в 3-й части медитации: покой, приятная визуальная пустота — безграничная! И тепло внутри приятное! Я просто сидела, смотрела и наблюдала за дыханием. Очень мне хорошо в этом было

Посветить меттой удалось всем, усиливала метту лишь один раз, и ум отвлекал мыслями лишь пару-тройку раз. Затем спокойно перешла, вернее, сама собой как-то началась анапанасати, и продолжалась долго и с новыми, глубокими ощущениями. Их сложно описать, но попробую: бесконечное пространство, дыхание сливалось с этим пространством, и не было тела, и не чувствовались ни ноздри, ни легкие, как будто вдыхало что-то в сознании, или само сознание. И все это длилось достаточно долго.

Пространство разнообразное — то свет, то темнота, то луч, то световая паутина, то стабильность, то движение.

В какой-то момент, подумала, а не сплю ли я. Но нет))) В других медитациях, когда одолевала сонливость, тело вздрагивало или меняло положение, а сегодня этого не было. Ближе к концу стало казаться, что дыхания не было, как будто оно слилось с пространством. Оно не чувствовалось и было совершенно бесшумным. Удалось снова испытать слияние с пространством, это так здорово! Как будто пропадают все ограничения, твое тело, ум, дыхание растворяется в пространстве. Ощущение покоя, счастья, безмятежности…

Образная медитация – метод до самого недавнего времени не афишировавшийся. В основе метода работа с бессознательным и использование активного воображения (не путать с визуализацией или с «астральными полётами»). Программы бессознательного проявляются в этой медитации как образы иных миров (слоев бессознательного). С такими явлениями знакомы большинство практиков, которым удавалось достичь 4 дхьяны осознавания. Миры эти архетипичны, описываются самыми разными духовными традициями и поддаются картографированию. Можно выделить 10 сфер архетипической реальности – уровней, достигаемых по мере углубления медитации. Из 4-х верхних переход в дхьяны происходит достаточно просто и иногда спонтанно. Но метод эффективен не для всех.

Вот рассказ одной из участниц:

Ты в сознании и абсолютно бодр, но совершенно ничего нет, восприятия «ничего» тоже нет (т.к. это уже что-то), но ты не мертвый

Световой мир Он не сам по себе, проявляется всегда с сопутствующими ощущениями и эмоциями. Единство со всеми людьми и жизненными проявлениями, слияние со всем сущим, безусловная всеобъемлющая радость (но не прыжки в эйфории, а глубокая, спокойная и мощная, как будто под толщей воды работает мощнейший насос). В сущности, все цели медитации к моменту попадания туда полностью прекращаются.

Долго медитирую с чувством, что всё на своих местах, в изобилии и многомерной глубине и, одновременно, в невероятной простоте, никаких желаний и побуждений нет. …После чего открываю глаза с ощущением, что медитация продолжается, после светового мира шлейф, как обычно, таков, как будто бы ты из него никуда не выходил….

Здесь уже опыт глубоких дхьян.

Школа трёх путей использует все три упомянутые методологии. И опыт дхьян рассматривается в ней как важнейший этап практики. Пребывание в дхьяне – это опыт пребывание в ином, цельном, мире сознания. Каждый такой опыт – это «переучивание» мозга, открытие для него возможности функционирования в другом, гораздо более гармоничном и цельном режиме, эволюционно более совершенном…

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий