Слово «метта» из буддизма. Это одно из четырёх качеств совершенного («божественного») ума (брахма-вихар – качеств Брахмы), наряду с состраданием, сорадованием и нерушимым спокойствием. Чаще всего «метта» переводится как «любовь». Но это не любовь-привязанность, любовь собственника, это любовь-доброжелательность. В отличие от русского языка, в древнегреческом, к примеру, это два разных слова. Там есть даже четыре слова, переводящихся на русский как «любовь»: эрос (сексуально окрашенная любовь), сторге (родительская любовь), филия (дружеская любовь, дружелюбие) и агапэ – бескорыстная, жертвенная, мягкая любовь. Когда ранние христиане говорили о любви, то разговор шёл об агапэ, или филии. Вот в этом смысле и надо понимать буддийскую метту. Надо сказать, что христиане и мусульмане-суфии говорили о любви много больше, чем буддисты, считая любовь-агапэ проявлением истинной высшей любви – любви к Богу. Буддисты же много больше говорили о сострадании – каруне, адресованном ближнему (и дальнему), не столько как сопереживание, сколько стремление облегчить страдания.
Будда и Бодхисаттвы руководствуются именно необусловленным состраданием, начиная свою проповедь и используя «искусные средства» для спасения живых существ. Тем не менее не забывали буддисты и про метту, как состоянии ума противоположном ненависти и алчности, основе отношения к другим. Была и практика развития метты. В современном мире, особенно Западном, этот аспект буддийского учения стал выдвигаться на первый план. Он психологически ближе человеку выросшему в постхристианской культуре и противостоит скорее тотальному эгоизму и уязвлённому себялюбию, как базовому психологическому фону нашего времени. Евангельские призывы «возлюбить ближнего» и даже «любить врагов ваших» получают здесь очень конкретное воплощение в виде медитативной техники, имеющей очень конкретные и прикладные аспекты. Ведь по сути любовь-агапэ это состояние полной вовлечённости и полной удовлетворённости независимо от обид и амбиций эго. Любовь – это когда мир прекрасен просто потому… Это состояние естественной щедрости, когда хочется поделиться тем, что в избытке – счастьем.
Фактически же медитация метта, работает со всеми четырьмя брахма-вихарами. Практикуя метту, сосредотачивая ум, на метте, как объекте, можно достаточно быстро входить и глубокие медитативные состояния. Потому что в отличие от классики – например наблюдении за дыханием, этот объект интересен и приятен и внутреннее сопротивление ниже. Отсюда и метод метта – випассана.
Только вот значительная часть наших современников настолько поражена чувством вины, неудовлетворённости, обиды, что проост не может себе позволить быть счастливой. Ведь это незаслуженно, верно? Мы же ещё не заработали свои миллионы…
И здесь оказывается необходима не только метта, но и прощение. Технику эту стали применять буддийские учителя, работая непосредственно с людьми Запада. Хотя вообще прощение это один из главных нервов христианской культуры, но почему-то он оказался сильно подзабыт и стал откровением. Сейчас в той или иной форме он используется в разных методах аутотренинга достаточно широко. По сути речь идёт об отпускании, расслаблении эмоциональных зажимов. Ведь жертвой становимся мы сами, продлевая уже ушедшую проблему в вечность. И суть то вовсе не в том, что и в чём виноват…
Таким образом прощение и метта становятся взаимодополняющими частыми единого интегрального комплекса. Медитация делает практику прощения и метты много эффективней. А метта как объект сама оказывается мощным средством в развитии саматхи, достигаемой через всё большее расслабление. И более того, таким средством в продвижении может стать и отдельно практика прощения, доведённая до логического конца полного отпускания и полного приятия.
📜 Автор: Максим Александров
Связанные статьи по теме: «Прощение и метта — Путь исцеления Сердца и Ума»
- Техника Прощения — Инструкция
- Ретрит Прощения в Москве
- Ретрит медитации Метта Випассана — Путь Сердца.