Ответ на этот вопрос – да! Но дальше потребуется целая статья оговорок и разъяснений)
На природу просветления существуют разные взгляды. В целом, речь идёт о том, что это переход к совершенно иному способу работы сознания – свободному от поддержания работы механизма эго. Механизм этот чрезвычайно затратен энергетически – речь идёт о том, чтобы постоянно удерживать границу я и не я, формировать отношение ко всему происходящему с точки зрения: желанно, отвратительно, безразлично, перенося эти характеристики на сами предметы, и одновременно «присваивать» все эти автоматические реакции, как собственную позицию и точку зрения. Как правило, мы даже не представляем себе, что возможно как-то иначе. Но даже если мы в этом уверены и стремимся к этому, вероятность, что получится, ничтожно мала. Механизм запущен и работает с огромной силой инерции. Но кроме того, идея его остановки банально пугает – что там? Безумие, идиотизм, галлюцинации, социальная дезадаптация? Ведь все известные нам способы выживания и социального поведения рассчитаны на эго.
Просветление бывает «внезапным». В какой-то момент механизм производства эго вдруг приостанавливается, и мы видим, что такое «иное».
Такое свидетельство, такой опыт может перевернуть всё.
Бывает так, что это происходит действительно внезапно, с человеком, который ни сном, ни духом. Иногда такое воздействие производит клиническая смерть. После такого опыта – кэнсё человек бывает ошеломлён. Иногда он полностью меняет свою жизнь. Иногда сознание успешно затушёвывает этот опыт, и остаётся только память о чём-то потрясающем и непонятном.
Но чаще всего такому озарению предшествует долгая, иногда многолетняя работа над собой, постепенная перестройка сознания, которая создаёт условия для такой возможности. Собственно, религиозная жизнь, монашество, практики это и есть такие кропотливые усилия, которые конечно приносят и другие, не столь впечатляющие, но более гарантированные плоды.
Ретрит медитации это такое минимальное усилие, кратковременное монашество. Используя концентрированно самые эффективные техники иногда можно получить очень яркий результат. Особенно если медитация в обычной жизни уже стала привычкой.
Как рассматривает этот вопрос буддизм? Буддизм тхеравады исследует прежде всего механизмы эго, способы их обнаружения и деконструкции. Это и есть та предварительная работа. Тот момент, когда этот механизм, приводящий к вечной неудовлетворённости-дуккхе вдруг станет очевиден со всей наглядностью и станет моментом просветления. Потому что не станет стимула его поддерживать. Буддизм махаяны, особенно буддийские школы Единой Колесницы, напротив, акцентируют внимание на состоянии просветлённости, том самом «ином».
Это состояние рассматривается как естественное, единственно подлинное, составляющее нашу сущность. Оно здесь всегда, просто мы его не слышим и не видим, вовлечённые в иллюзорные игры эго. Именно это делает просветление возможным в любой момент. Как только мы прекратим эту бессмысленную игру, естественный свет сознания воссияет в пустоте.
Успокаивая ум, собирая внимание на запредельной цели, приостанавливая работу привычных механизмов, забирающих все силы, мы открываемся собственной природе, и в какой то момент… Мы не знаем как это произойдёт. Будет ли это медитация или просто бодрствующее осознанное состояние ума. Что послужит спусковым механизмом – может быть внезапный звук в тишине, пение сверчка или прыжок кота…Но этот момент, если сознание подготовлено, может настать и скорее в тишине ретрита медитации, чем в суете будней.
📜 Автор: Максим Александров