Начнём с того, что такое випассана? Слово это на слуху, но не так много людей чётко представляет о чём собственно идёт речь. Само слово это (випассана на пали и випашьяна на санскрите) означает глубокое, проникновенное видение, видение как оно есть.
То как мы обычно воспринимаем мир не даёт адекватной картины, потому что окно восприятия загрязнено аффектами. Мы не видим вещи и иные феномены, мы к ним как-то «относимся», они нам нравятся или не нравятся, или оставляют равнодушным, или даже вызывают страстное желание или отвращение. Как можно сохранить объективность, если воспринимаемое приятно или неприятно? Волей или неволей мы приписываем ему разнообразные черты, подтверждающие и подкрепляющее данное ощущение. Это личностное впечатление, взгляд с «привилегированной позиции» нашего эго: всё существует не само по себе, а относительно меня, моих вкусов и интересов. Представьте себе зеркальную ткань, когда она висит ровно, то точно отражает окружающий мир. Но если оттягивать её на себя, отображение искажается, становится кривым.
Так вот випассана – это практика не искажённого, безличностного, видения. Благодаря ему мы можем отстранённо, точно и незамутнённо наблюдать процессы и механизмы собственной психики. Например, испытывая какое-либо ощущение, мы вглядываемся в его суть, а не вовлекаемся в него и мысли о нем.
Это не «я раздражён» или «мне больно», а просто «присутствует раздражение» или «присутствует боль» и «промелькнула мысль» об этом.
Зачем нужна випассана? Мы часто слышим предложения «разобраться в себе», «познать самого себя» и т.п. Но мало кто предлагает инструменты для этого. Простое барахтание на волнах мыслей и эмоций это в лучшем случае «самокопание». Техника медитации випассана это решение данной проблемы. Медитация убирает «фоновый шум» и мы действительно начинаем «видеть» самые тонкие механизмы и неприметные процессы. Восприятие необыкновенно обостряется. (Помню, как после нескольких дней первого ретрита, я вдруг обнаружил, что невооружённым глазом вижу движение звёзд по небу). Внимательно наблюдая за болью, мы вдруг обнаружим, что болит единственная точка – а вся обширная болевая зона, это просто фоновый шум. Что физические восприятия и сопровождающие их психические процессы, это далеко не одно и тоже, и что переживания по поводу гораздо тяжелее, чем сама боль и т.д.
Если идти ещё глубже, можно увидеть скрытый, как за всеми психическими процессами тонкий, но унылый и однообразный механизм, порождающий стабильный фон неудовлетворённости, то усиливающийся до уровня депрессии, то скрывающийся в глубине и помаленьку отравляющий самые прекрасные моменты жизни. А увидев, как это работает, практикующий получает возможность его ослабить или даже остановить. Собственно, именно об этом говорит Будда в своих «четырёх благородных истинах о страдании».
Медитация випассана (випашьяна) это основная буддийская практика, наряду с саматхой (шаматхой) и в буддизме они не преподаются отдельно. Именно саматха — випассана в этом учении и есть основной метод «освобождения от страдания». Саматха это успокоение, сосредоточение ума. Именно тогда, когда ум свободен от блуждания, собран и спокоен, и становится возможно «проникновенное видение». Целью практики медитации випассаны является исследование «взаимозависимого возникновения», «пяти групп привязанностей», «нереальности я» и других явлений, теоретические сведения о которых можно почерпнуть в суттах.
Традиционно техника медитации випассана преподавалась только буддийским монахам. Но в 19-20 веках несколькими учителями школы тхеравада были разработаны курсы випассаны для мирян, в основе которых лежат выездные ретриты випассаны. В старые времена в буддийских странах у мирян было принято время от времени уходить в монастырь и принимать временный постриг. Ретрит это, по сути, тоже самое, но только на очень короткий срок. Обычно продолжительность современного ретрита – курса медитации випассаны 10 дней. Этого бывает достаточно для отрешения от мирских дел и полного погружения в практику випассаны. Но в нашем сверхзанятом мире устраиваются и более короткие ретриты – на один, два, три дня… Каждый их которых может стать глотком свежего воздуха и хорошей перезагрузкой и наполнением.
На современных ретритах медитации випассаны участники принимают на это время обеты послушника. В странах ЮВА, в целом на ретритах по методу Махаси Саядо, буддийская религиозная составляющая ретрита не скрывается, напротив ритуалам придаётся большое значение. В организации «Випассана» использующей метод Гоенки, всё мероприятие имеет формально светский формат. Но тем не менее, участники «принимают прибежище» и дают обеты на пали, как заправские буддийские послушники. В случае методики Гоенки, випассана — это комплекс медитаций с основным акцентом на медитации сканирования тела почти без ритуалов.
На ретритах Гоенки соблюдается строгий распорядок с ранними подъёмами, большим числом медитативных сессий, сегрегацией мужчин и женщин, прекращением связи с внешним миром на весь период ретрита. Даётся обет не причинения вреда живым существам, что как правило предполагает и вегетарианское питание. Техника медитации випассана едина, но преподаётся слегка по-разному.
В системе випассаны Махаси Саядо чередуются ходячая, сидячая и лежачая медитации, сосредоточение на движении стенки живота, акцент на непрерывной осознанности, саматха здесь вторична.
В системе Гоенки (в большей степени доступной в странах СНГ, ретриты випассчаны проходят и в Подмосковье), основной акцент сделан на сидячую медитацию (хотя осознанность при ходьбе и т.д. тоже рекомендется). Длительные сидячие, со скрещенными ногами, сессии физически достаточно болезненны, что позволяет исследовать природу боли. На протяжении всего ретрита, кроме первого вечера и последнего дня соблюдается почти полное молчание (обращаться можно только к учителю и администратору). Сначала происходит обучение саматхе (концентрации на дыхании в области носа), потом собственно практике медитации випассаны (через исследования физических ощущений в теле и практику сканирования тела). В самом конце происходит знакомство с практикой медитации метта (любви-доброжелательности).
Разумеется, випассана, практикуется во всех без исключения буддийских школах и направлениях (со своими особенностями).
Так в интегральной методике школы Трех Путей, акцент сделан прежде всего на практике метты, а саматха и випассана практикуются одновременно в процессе анапанасати (медитации наблюдения за дыханием) в длительных, многочасовых медитациях. Здесь условия более комфортны: только одно и двухместное размещение, медитации в разных позах, сидя на стуле, лежа и других позах, индивидуальные интервью. Достаточно быстро достигаются глубокие состояния саматхи – самадхи, дхьяны (дханы) – и уже после этого исследуются глубинные психические процессы в практике випассаны. Ретриты випассаны проводятся в Москве, Подмосковье и других городах России).
Медитация випассана, простая техника из трех шагов.
Чтобы почувствовать на своем опыте, что такое випассана достаточно:
1. примите удобную позу, в которой вы длительное время сможете сохранять неподвижность.
2. проведите «сканирование» тела от ступней до макушки, называя себе часть тела, затем следующую и так далее, отслеживая и бесстрастно фиксируя малейшие физические ощущения в каждой из частей тела.
3. продолжайте успокаивать ум, удерживая внимание на ощущениях от процесса дыхания внутри носа или нижней части живота, отслеживая мысли, но не вовлекаясь в них.
Уже через 15 минут, вы почувствуете существенные изменения.
Прохождение ретрита даст значительно больший эффект. И, по крайней мере, для жителей Москвы и Подмосковья записаться на такой курс випассаны проблемы не составит.
📜 Авторы: Максим Александров, Максим Сати
Связанные статьи по теме: «Что такое випассана?»
- Бесценные отзывы о ретритах випассаны.
- Випассана ретрит – 10 дней меняющие жизнь.
- Лучшие ретрит центры для прохождения випассаны
- Ретрит Випассаны, учитель Випассаны, центр Випассаны — как выбрать?