Саматха и випассана (шаматха и випашьяна) — Путь к пробуждению.

Медитация

Шаматха и випашьяна — обе медитативные техники были объединены в единый комплекс Буддой Шакьямуни. Но вне буддизма они часто практиковались самостоятельно.

Тропа шаматхи

Тропа шаматхи (саматха) – это техника сосредоточенности, концентрации внимания. Когда фиксация ума на выбранном объекте становится устойчивой (нерушимой), достигается стадия самадхи. Углубление самадхи (джханы) приводит к тому, что сознание всё более утончается. Сначала исчезают грубые отвлечения, мысли, механизм воспроизводства чувства я, потом радость и блаженство, сопровождающие глубокую медитацию и вплоть до полной приостановки работы сознания. В традиционных индийских (и не только) йогических системах это избавление от внешних покровов — шаматха как путь к умиротворению ума. Практикующий устраняет последовательно всё что связывает его с внешним и с тонким мирами, все отождествления себя с теми или иными уровнями психики – телом, чувствами, умом, самосознанием, тонкой интуицией, пока не остаётся только суть, ядро – чистое божественное присутствие, вечное, непреходящее, свободное от иллюзии мироздания. Практика шаматхи первоначально была представлена визуально как тропа шаматхи:

Тропа шаматхи - випашьяна и шаматха

Випашьяна (видение как есть)

Когда мы говорим о «медитации», мы используем латинское слово, буквально означающее «размышление». По сути это, применяемая в западном христианстве, техника, напоминающая випассану (випашьяну). Это глубокое сосредоточенное исследование какого-либо мировоззренческого вопроса или феномена бытия, переходящее в его созерцание – т.е. непосредственное интуитивное видение и постижение его природы. В Индии, например, в адвайта-веданте, глубокое размышление о том, что же такое «я» и чем оно не является (джняна-йога) считается главным средством пробуждения, осознания иллюзорности покровов и вспоминания Богом самого себя в глубинах нашего материального (т.е. виртуального) мира. В классическом буддийском подходе в качестве высших объектов «видения как есть» випассаны исследуются 3 признака бытия: дукха (природа страдания), аничча (иллюзорность я) и анатта (непостоянство).

На своём пути Гаутама учился и у йогинов, входивших в глубокие трансовые состояния и у мыслителей. Но решил, что эти пути не ведут к освобождению. В самых глубоких (арупа) джханах мир исчезает, но потом всё равно происходит возвращение. Нет вечного и неизменного я, которое можно найти в размышлении. Но сочетая метод саматхи и випассаны, можно постичь иллюзорность я-концепта и достичь полного окончательного освобождения.

Випассана здесь прямое исследование самознаинем самого себя, прямое непосредственное видение механизмов, порождающих страдания и их остановка, достижимо это только в джханах, когда исчезли все грубые отвлечения, весь фоновый шум ума. Таким образом мы видим здесь интегральный подход в чистом виде.

В дальнейшем, в буддизме начались поиски всё более эффективных и коротких путей к прозрению. Так появились учения и методы «алмазной колесницы», использующие работу с энергией, мантры и визуализации (тантра). Но и здесь (и в любых других буддийских школах) метод саматха — випассана рассматривается как базовый или как предшествующий тантрическим техникам. Лежит он в основе и светского буддизма. Все модели светской, внеконфессиональной медитации, так или иначе используют эти техники. Но максимальный эффект даёт их совместное использование, по методу Гаутамы, даже если мы не буддисты и цели, сподвигшие нас к медитации, вполне мирские.

Связанные статьи по теме: «Саматха и випассана (шаматха и випашьяна)

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий