Участники наших ретритов випассана не могли не заметить рядом с учителями и администратором ещё одну важную фигуру. Это человек с гонгом. Который будит всех по утрам, даёт сигналы начала и окончания практик и перерывов на еду. Кто он?
Как уже не раз говорилось, ретриты для мирян явление сравнительно новое. В монастырской жизни хозяйственно-административные обязанности распределялись среди монахов. В христианстве это называется «послушание». Кто-то несёт послушание на кухне, кто-то следит за дисциплиной, кто-то книги переписывает… Есть и так называемые «трудники», бесплатно работающие в монастыре по обету.
Когда же на ретриты стали собираться люди мирские, приехавших на духовную практику всего на несколько дней /недель, появилась и фигура волонтёра, осуществляющего служение на ретрите. Как правило это кто-то из «старших учеников», уже прошедший один или несколько ретритов, который уже хорошо знаком с программой и может себе позволить что-то пропустить. Если ретрит платный, он обычно от платы освобождается — участник проходит випассану бесплатно. Но «должность» эта не простая: нужно следить за временем, вставать раньше всех, помогать на кухне, служить «порученцем», это действительно «послушание». На личную медитацию остаётся не так много времени.
Тем не менее служение – это важная часть духовной практики. И это действительно так.
Уже в древнейших йогических системах (описанных, например, в Бхагаватгите) упоминается карма-йога — йога бескорыстного действия.
Это, по сути, и есть бескорыстное служение во имя высокой цели, что как считалось, само, без другой практики может привести к просветлению.
Вивекананда писал:
Лучше всего работает тот, кто работает без всякого личного мотива, — не из-за денег, не из-за славы, не из-за чего-либо другого. И, когда человек может работать так, без всякого пристрастия, он становится Буддой, и из него исходит такая сила труда, которая может изменить весь мир. Такой человек представляет собой высший идеал Карма-Йоги.
Огромное значение придавало служению христианство. Но здесь акцент был несколько иной, не на бескорыстие, а на смирение (отказ от ЧСВ — чувства собственной важности). В Евангелии от Матфея (глава 20) Иисус говорит ученикам: «между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо́льшим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».
Отсюда и титул папы римского Servus Servorum DeI («Слуга слуг Божьих»).
В романе Германа Гессе «Паломничество в страну Востока» как воплощения принципа служения описывается слуга тайного братства по имени Лео:
«Лео был одним из наших слуг (разумеется, таких же добровольцев, как мы сами), он помогал в дороге нести поклажу и часто нес личную службу при особе глашатая. Этот скромный человек имел в себе так много приветливости, ненавязчивого обаяния, что все мы его любили.
Работу свою он делал весело, все больше напевая или насвистывая, попадался на глаза исключительно тогда, когда в нем нуждались, как приличествует идеальному слуге.»
— В действительности он и оказывается главой этого братства.
Нельзя не отметить, что на наших ретритах служителями нередко становятся люди с высоким социальным статусом, достатком, рассматривая это служение в т.ч и как борьбу с ЧСВ — существеннейшем препятствием в практике. Но этим смысл служения не ограничивается.
По замыслу, Служение должно способствовать развитию таких качеств как:
- Сострадание и доброта: Ретриты часто предоставляют участникам возможность развить сострадание и доброту по отношению к себе и другим. Служение может быть мощным способом выразить эти качества на практике.
- Смирение и благодарность: Служение другим может помочь развить смирение и благодарность за то, что у них есть. Это может способствовать более глубокому пониманию взаимосвязанности и единства со всеми живыми существами.
- Отказ от эго: Служение другим может помочь отпустить свое эго и сосредоточиться на потребностях других. Это может привести к более глубокому чувству цели и принадлежности.
- Укрепление сообщества: Служение другим на ретрите может помочь укрепить чувство сообщества среди участников. Работая вместе, чтобы поддержать друг друга, участники могут создать прочные связи и чувство единства.
- Духовный рост: Многие духовные традиции рассматривают служение как неотъемлемую часть духовного пути. Служение другим может помочь участникам ретрита развить сострадание, мудрость и понимание.
Включение служения в ретриты позволяет участникам интегрировать эти принципы в свою повседневную жизнь и углублять свой духовный опыт.
Есть и другие важные мотивы:
- Углубление практики: Служение помогает участникам углубить свою практику, развивая сострадание, щедрость и смирение. Оно позволяет им выйти за пределы своего эго и сосредоточиться на служении другим.
- Саморефлексия и рост: Служение предоставляет возможность для саморефлексии и личного роста. Участники могут наблюдать за своими реакциями и эмоциями в различных ситуациях, что может привести к более глубокому пониманию себя и своих моделей поведения.
- Создание заслуг: Во многих духовных традициях служение рассматривается как способ создания заслуг или положительной кармы.
Естественно, кроме служения на ретрите в Школе есть и другие важные виды служения. Но должность «человека с гонгом» это отдельная и важная ступень практики.
Отзывы людей, прошедших практику служения на ретрите випассаны:
Автор статьи: Максим Александров