Школа Трёх путей

О школе

«Даже путь в тысячу ли начинается с одного маленького шага»

                                                  Дао Дэ Цзин

Оглавление

Все древние духовные учения очень неспешно вели ученика со ступени на ступень. Глубоким практикам по работе с умом, нередко предшествовали годы упорных занятий, необходимых для возведения прочного фундамента. Тело, эмоциональная система, интеллект проходили необходимую закалку. Это требовало исключительной целеустремлённости и изрядной доли самоотверженности.  

В современном мире такой подход доступен единицам. Но у людей нашего времени есть свои преимущества: много шире кругозор, быстрее мышление и выше запрос на самореализацию. Многие современные духовные школы в погоне за быстрыми результатами ударились в другую крайность:  поверхностность, коммерческая духовность. 

Цель нашей школы – показать срединный путь, подходящий для современного «светского» человека, путь гармоничной интеграции сознания и бессознательного, ума и тела, внутренней и социальной жизни без примитивизации традиционной духовности. 

Эта цель достижима. Раскрытие Ума и Сердца через практику кардинальным образом преображает и наполняет нашу жизнь. А дальше в процессе трансформации появляется и новое видение, и новые цели.

Просветление, духовность, присутствие, – всё это красиво звучит, но едва ли наполнено конкретным содержанием. Мы часто сталкиваемся с тем,что чаще всего человека интересует то, что сможет ему принести пользу в его обычной жизни и, начиная путешествие, ученик слабо представляет конечные цели.

Нередко бывает и так, что человек упорно идущий духовным путём встречает неожиданные препятствия в практике, сталкивается с серьёзными проблемами со здоровьем или социальным взаимодействием. Причина этого в том, что какие-то области сознания или бессознательного остались не развиты, не проработаны, или даже не открыты. И тогда имеет смысл сделать шаг назад и выстроить более прочный фундамент. 

Мы исходим из того, что человек является обитателем одновременно многих миров. Как организм он подчиняется законам природы. Как личность живёт в мире социальном. Есть мир повседневной реальности и мир воображения и сновидений. Человеку доступны и другие, более тонкие, реальности и состояния сознания. Когда мистики говорят о стихийном, эфирном, астральном и иных мирах, на самом деле разговор идёт о «программных настройках» ума, благодаря которым  мы воспринимаем реальность определённым образом. Меняя настройки, мы меняем и свою жизнь.

Преподаваемый нами интегральный метод состоит из трёх основных стадий и комплекса инструментов и практик для сознания, бессознательного, эмоциональной сферы и тела. На каждой из них учитываются склонности и способности каждого практикующего. Начинать можно с тех практик, которые вызывают наибольший интерес и лучше всего получаются. После того как достигнуто продвижение, можно методично достраивать недостающее. 

Наш метод настройки ума и интеграции различных областей сознания и бессознательного основан на единстве трёх путей, которые дополняют друг друга как физическая, политическая, экономическая карты одной и той же страны:

Светский путь основан на данных и выводах современной науки.

Он рассматривает медитацию как средство повышения качества жизни и достижения стабильного эмоционального и физического благополучия. Способы достижения – развитие стабильности внимания, осознанности, эмоциональной устойчивости, коммуникативных навыков, с интеграцией на уровне мозга – благодаря его интенсивной тренировке и увеличению количества нейронных связей. Однако границы науки подвижны, то что было почти аксиомой сегодня, может быть завтра опровергнуто новыми экспериментами. Поэтому мы стараемся заглянуть и немного дальше.

«Мистический путь» – это область работы с изменёнными состояниями сознания.

Используя особые режимы работы ума, мы значительно расширяем горизонты возможного. Древние традиции накопили громадный практический опыт путешествий в области бессознательного и трансформации сознания. Но их тексты написаны сложным языком, и насыщены образами и аллегориями малопонятными современному человеку. Сами методы тоже бывают обставлены трудновыполнимыми ритуалами. Ориентироваться в этом мире можно, используя карты архетипической реальности, которые предоставляет «мифическая космография».  

Буддийский путь ведёт к радикальной трансформации ума.

Внутренняя трансформация – ключ к освобождению от страдания и обретение истинного счастья. Путь этот глубок и тонок, но конечные цели его могут оказаться далеки от устремлений светского человека, а терминология чуждой для представителей других конфессий. Наш подход: относиться к буддизму как к недогматическому учению, как к практичной системе указателей на духовном пути.

Основой наших методик являются медитации и другие виды психопрактики, с развитием в трех ключевых аспектах:

1. Концентрация. Возможность контролируемо направлять и удерживать внимание не отвлекаясь – одна из самых замечательных способностей человека. А стабильность внимания – это ключ и к эффективному решению повседневных задач, саморазвитию (обучению) и к практике медитации. Мы — это то, куда направлено наше внимание.

2. Осознанность. Это состояние пребывания в присутствии, состояние пробужденности. Как сказал один мастер дзен:  

«Жизни нет в сожалениях о прошлом, переживаниях о будущем, бесконечном самокопании, жизнь неуловимо протекает прямо здесь и сейчас, в этом самом моменте». 

Без осознавания того что с нами происходит в каждый из моментов не возможна никакая серьёзная работа с умом.

3. Эмоциональный баланс. Развитие состояния оптимального и для практики, и для процветания в жизни. В большинстве случаев наши отрицательные эмоции, это просто шаблоны, автоматические привычки реагировать определённым образом. С практикой медитации можно научиться их распознавать и трансформировать. Для того чтобы быть спокойным и радостным вовсе не нужны какие-то особые внешние обстоятельства. Раскрытие сердца и обретение внутреннего источника счастья — неотъемлемая часть духовного пути.

Классические буддийские комплексы випассаны и саматхи, анапанасати и метты эффективны когда практикуются на прочном фундаменте гармонии в эмоциональной сфере.

Стадия первая – Возведение Фундамента

Сосна - Стойкость на духовном путиСосна — стойкость на духовном пути.

У биологического существа, есть три базовые потребности-инстинкта: выживание, размножение, доминирование. Людям доступно больше вариантов, хотя основа та же. Напряжение в этой области приводит к психологическим травмам, мешающим полноценной жизни. Пока человека тревожат болезни, страхи, отсутствие энергии, нарушенный сон, отсутствие денег, семейные конфликты, одиночество, стоит ли говорить о продвинутых уровнях практики?

Но эти вопросы решаемы. Начав практиковать, вы заметите, что какие-то проблемы разрешаются, какие-то теряют важность и отходят на второй план. Огромное количество энергии, которое обычно тратится на подпитку эмоций, психологических травм и «блужданий» ума, теперь в вашем распоряжении. Ключевым методом здесь является развитие осознанности, стабилизация внимания, эмоций и расчистка «завалов» бессознательного.

В мистических традициях работа на уровне базовых биологических потребностей называется «овладением стихийными сферами»: 

Первая сфера: Тело. Энергетика. Здоровье. Безопасность. 

Здесь лежит основная область страхов и тревожности. Страх за здоровье, страх остаться без денег, страх дискомфорта. Иногда они просто навязчивы, иногда имеют под собой основание. С помощью тренировки ума, энергетических и телесных практик обретается способность расслабляться и входить в ресурсные состояния, что позволяет улучшить здоровье и укрепить уверенность в себе. А там, где есть энергия, появляются и деньги.

Вторая сфера: Эмоции. Желания. Коммуникации. Воображение. 

Отношения с близкими, родителями, друзьями – часто являются проблемной зоной и помехой к глубокой  практике. Здесь накапливаются обиды, душевные и детские травмы, подавленное чувство вины. Главным инструментом работы с эмоциональной сферой являются практики прощения и принятия, которые помогают развить эмпатию, научиться гармонично взаимодействовать с ближним окружением, войти в состояние телесного и эмоционального комфорта.

Третья сфера: Воля. Достижение целей. Признание. Лидерство.

Здесь мы начинаем работать с такими проблемами как комплекс «жертвы» и комплекс «тирана», гипертрофированным эго и заниженной самооценкой. В практике нам открывается, что из себя представляет воля и каков её источник. На этом этапе нам потребуются развитие непреклонного намерения, достижение стабильности внимания и длительные медитации.

В результате прохождения первой стадии практика становится неотъемлемой частью жизни и начинает приносить ощутимые плоды. После расчистки психофизических завалов, жизнь приобретает необычную лёгкость, а ум спокойствие и собранность. Мы вдруг обнаруживаем: то, что считалось печальной данностью, было просто привычкой ума фиксироваться на негативных аспектах-паттернах, воспроизводя их снова и снова. Количество позитивных мыслей становится большим негативных мыслей. Стакан оказывается «наполовину полон». 

Вторая стадия – Созидание.

Гора - Стабильность практикиГора — трансформация сознания.

Вторая стадия – это переход на новый уровень созидания и творчества и работа с «человеческими программами» – социальными и связанными с работой интеллекта, такими как: потребность в знании, потребность в самоуважении, стремление к самореализации, развитию доброты и духовности.  

Основным методом работы становятся длительные сессии, групповые практики, ретриты и онлайн-ретриты, позволяющие обеспечить необходимую для достижения результата интенсивность практики.

На этой стадии мы начинаем работу с тремя методиками.

Первая – исследование себя с использованием широкого круга инструментов и медитаций, подключением эмоциональной и энергетической систем, источника воли и контроля. Изучение теоретической базы, которая даёт пищу для интеллекта. Она включает вводные курсы по нейрофизиологии, психологии, интегральной теории, мифической космографии (путеводителю по архетипической реальности), философии буддизма. Это привычная нам аналитическая работа ума.

Вторая – это практика образных медитаций, «путешествий по архетипической реальности», исследование внутренних миров, изучение программ управляющих сознанием и бессознательным. В основе своей это очень древние методы, применяемые в тантре, они сродни шаманским полётам, осознанным сновидениям, даосским «странствиям» и «визиям» юнговского психоанализа. Овладение ими позволит начать процесс само-интеграции, без отвержения разных сторон собственной личности. Пусковым механизмом здесь служит творческое воображение.

Третья – комплекс классической буддийской медитации:

1. Практика саматхи (шаматхи) – это развитие умения удерживать внимание на избранном объекте без отвлечений.

2. Практика випассаны (випашьяны) – внимательного наблюдения-исследования происходящего в сознании и теле. Это та же практика осознанности, но на более глубоком уровне.

3. Практика метты – любящей доброты и сострадания ко всем живым существам. Развивается умение увидеть ситуацию с позиции каждого человека, понимать и принимать.

Это тонкий метод перестройки сознания с обычного режима рассеянности-страдания-  неудовлетворённости в режим собранности-присутствия-эмпатии.

4. Опыт достижения джхан (дхьян) – глубоких и блаженных состояний сознания за пределами привычного опыта – означает готовность к переходу на третью стадию практики.

Стабилизация внимания, мощная осознанность и успокоение эмоциональной сферы позволяют обрести ясность и привнести состояние «присутствия» в жизнь. Даже небольшие его проблески, участившиеся моменты внутренней тишины, рассеивают сомнения в том, имеет ли смысл практиковать дальше. Меняется мотивация и отношения с самим собой и с другими людьми. Потребление и жажда обладания уходят на второй план, а на первый план выходит радость помощи другим, созидания и творчества.

Третья стадия — Целостность.

Энсо - ПросветлениеЭнсо — природа реальности.

Третья стадия это область эволюционной перспективы, движение за горизонты обычного человеческого сознания. Здесь мы начинаем работу с тонкими и глубокими состояниями, известными как нематериальные джаны (дхьяны). В йоге эта стадия называется самадхи. Мистики говорят о высших мирах.

Задачи и достижения данного уровня, это понимание и прямое видение того, как работают программы нашего ума, программы мозга, программы социума, создающие для нас нашу реальность. Это обретение свободы через понимание себя и параметров собственного бытия. Освобождение от ненужных автоматических реакций и шаблонов поведения, открытие постоянного источника радости внутри себя, не зависящего от внешних обстоятельств, эффективной спонтанности, глубокой интуиции, сорадования и сострадания как естественных состояний ума. Видение взаимосвязи всех существ, явлений и объектов как единого потока жизни. 

  • присутствие становится основным состоянием «без усилий»
  • любовь и принятие становятся доминирующим чувством
  • человек получает возможность самому настраивать, программировать своё внутреннее состояние и через него формировать внешние обстоятельства

Целостность означает, что мы больше не управляемся идущими неизвестно откуда импульсами, не являемся колонией субличностей, о которых порой даже не подозреваем. Теперь мы действительно осознаны и свободны, и ощущаем интуитивно направление своего жизненного потока.

Теперь становится возможен и переход к принципиально иному состоянию сознания — иному режиму работы ума, которое называют просветлением. 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий