Что такое неведение?

Интересные заметки

Авидья – неведение. Это слово часто появляется в буддийских текстах. Но значение его всё же стоит уточнить. В русском переводе оно может восприниматься как невежество, неинформированность, отсутствие знания. Таким образом, получив нужную информацию, мы эту проблему решаем. Но с авидьей дело обстоит не так просто. В текстах она обычно появляется в двух близких значениях – как клеша, аффект и как звено цепи взаимозависимого возникновения.

Клеша – это полностью вовлечённое состояние ума, когда она присутствует в сознании, противостоять ему очень трудно. Так что речь идёт не о незнании, а об активном незнании, страстной приверженности ошибочным концепциям, убеждённость, категорическое неприятие истины. Обычно это так называемые «крайности» (сам буддизм именуется «срединным путём»). Например, с точки зрения буддизма вера в бессмертие души и вера в прекращение существования сознания после смерти – это типичные крайности, проявление бинарного (двоичного, дихотомического) мышления. В то время как сознание непрерывно, но изменчиво, как поток.

Бинарное мышление (логика «да или нет», «единица или двойка», «чёрное или белое» само по себе ущербно и ведёт к авидье. Ведь оно представляется непротиворечивым и самоочевидным, соответственно любое иное утверждение мы будем принимать в штыки.

Две другие основные клеши – это жажда и ненависть. Т.е. страстное желание обладания, получения, привязанность. Т.е. воплощенное «да» и «нет» произносимое со всей страстью. Это возможно только когда авидья уже присутствует. Потому что и ненависть, и жажда/вожделение возможны только когда опираются на представление о реальности нашего «я». Ведь это «я» хочу и «я» отвергаю, те или иные вещи и состояния, потому что они «реальны», «постоянны», плохие или хорошие по своей природе. С позиций буддизма, этот взгляд ошибочен, «я» это только представление. Но ведь можно услышать это сотню раз и не приблизиться к пониманию. Ведь я это я! Поэтому авидья это не просто заблуждение, это искажение, встроенное в сам процесс нашего воспрития/сознавания. И в этом смысле оно одно из звеньев самовоспроизводящейся порочной цепи порождения страдания. В списке это самое первое звено, из которого разворачиваются все остальные. Но значит ли что это первопричина? Тоже нет. Потому что возникновение авидьи тесно связано с опытом переживания остальных состояний. Она не возникает из ничего. Она возникает из опыта: вот я , а вот не я, это моё тело, а это не моё, вот ощущение приятное, а вот неприятное. Это и есть взаимная обусловленность.

Но авидья это то звено, которое разрушить проще, а после этого разрушиться вся цепочка. Достигается это благодаря объективному видению, видению как есть. Получив этот опыт ум уже не сможет полностью быть поглощённым ложными концепциями. Достигается это прежде всего благодаря буддийской медитации метта-випассана. А подлинное избавление от авидьи, это полная перестройка ума, от бинарного восприятия к более глубокой многозначности, и, наконец, к подлинной реальности, как она есть.

Автор: Максим Александров.

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий