Вслед за Беком и Кованом теорию ц-мемов взял на вооружение Кен Уилбер – создатель Интегральной теории. Замыслом Уилбера было синтезировать различные системы личностного роста/духовной эволюции человека, спиральная динамика оказалась удобной базой. В дальнейшем Уилбер начал рассматривать различные линии развития индивида как несовпадающие по скоростям, обнаружилось минимум два десятка различных линий-векторов становления/эволюции. Классическое описание по ц-мемам стало пониматься как вектор изменения ценностей.
(К. Уилбер Практика интегральной жизни)
Сам ц-мем не как предсуществующая структура, а как область вероятности «если мы говорим, что человек «находится на красной волне», а общие свойства красной волны включают эгоцентризм, доконвенциональную мораль и сильные влечения к власти (помимо всего прочего), это не значит, что есть некая конкретно существующая структура (паттерн или адаптивный интеллект), называемая «красной структурой» (или красным мемом, или красным модулем и т. д.), а так, что данный человек неким образом оперирует внутри неё, будучи ею ограниченным (или же, мол, что она находится «в» человеке). Весь смысл данного утверждения состоит в том, что человек, которого мы идентифицируем как того, кто оперирует на красной структуре (или же исходя из неё), действует в пространстве, где очень велика вероятность обнаружения подобного рода реакций (то есть реакций, которые эгоцентричны, доконвенциональны, ориентированные на власть и т. д.). Чем меньше вы будете обнаруживать подобные реакции, тем меньше человек «находится на красном», — тем меньше он оперирует в вероятностном пространстве данной конкретной космической привычки»
Уилбер предложил универсальную модель четырёх квадрантов для описания вариантов бытия-в-мире :
Я Оно (Это)
Мы Они (Эти)
Я – область индивидуального сознания и подсознания, субъективное
Оно – тело, неконтролируемые сознанием области мозговой активности, объективное
Мы – отношения. область взаимодействий с единомышленниками, воззрения, ценности, межсубъективное
Они – среда: природная среда, социальная среда, межобъективное
Интегральное развитие — это гармоничное развитие во всех четырёх квадрантах.
правдивость истина
смысл функциональное соответствие
Например, в области этики:
Я – это область понимания, совести, рефлексии, работы с Тенью.
Оно – обращение с телом и вещами, питание, упражнения, внешний вид и т.д.
Мы – ответ на вопрос «как мы должны поступать друг с другом?»
Они – гражданская позиция
Разного рода теории и другие культурные феномены тоже могут быть рассмотрены как связанные с тем или иным квадрантом преимущественно.
Например: « эмпиризм и бихевиоризм преимущественно задействуют верхне-правый квадрант; интроспекция и феноменология преимущественно задействуют верхне-левый квадрант; герменевтика и коллаборативное познавание преимущественно задействуют нижне-левый квадрант; экологические науки, структурный функционализм и теория систем преимущественно задействуют нижне-правый квадрант »
Отношения между квадрантами это скорее взаимозависимое возникновение. Проявление нового уровня в одном из квадрантов увеличивает его вероятность в другом, хотя не становится причиной этого даже не гарантирует такого изменения. Социальная эволюция демонстрирует регулярные конфликты, связанные с несовпадением уровней квадрантов (например между идеологией и экономическим базисом).
В виде гипотезы можно предложить и модель СД, в которой практически каждый рассматривается как настроенный минимум на 3 ц-мема:
- Выученный – как должно, на какие ценности принято ориентироваться и декларировать в данном кругу
- Актуальный – собственный активный ц-мем, определяющий обычное поведение
- Экзистенциальный – как правило лежащий заметно «ниже». Ц-мем дающий ощущение полноты бытия. Для мистиков он, напротив, может быть заметно выше актуального.
📜 Автор: Максим Александров