Уровни бессознательного и ступени личностного роста.

Осознанность

Начнём с того, что такое бессознательное. Это не синоним «подсознания», скорее последнее это одна из областей бессознательного, нижние его этажи. Бессознательное – это вся совокупность программ, оказывающих влияние на жизнь организма и психику, но не контролируемых сознанием. Рефлексы, инстинкты, комплексы, установки, аксиомы и т.д. и т.п.
Сознание, я-сознание, эго – это то что мы осознаём собой, область где мы можем контролировать внимание, проявлять волю, осознавать и осмысливать происходящее. Это очень небольшая и «плавающая» область психики. Которая настраивается то на одну, то на другую область бессознательного.
Дело в том, что бессознательное не хаотично, в нём может быть вычленены несколько «этажей», связанных с теми или иными «программами». Все они латентно и активно присутствуют в психике, но актуализированы в разной степени. Более-менее устойчивая настройка сознания на определённый этаж бессознательного в значительной степени определяет поведение, ценности, реакции индивида.
Древние греки, описывая эти уровни, говорили о нескольких душах человека: растительной, животной, человеческой, а также о Разуме или Духе. Сейчас, естественно, используется другая терминология.
«Растительная душа» это физическое бессознательное, программы, обеспечивающие работу органов тела (рост детей, обновление клеток, дыхание, температуру тела, пищеварение и т.д.). Пока орган работает нормально мы его даже не замечаем. И если мы не продвинутые хатха-йогины, то нам даже в голову не придёт необходимость его контролировать.
Понятие «животная душа» включает три «этажа» бессознательного связанных с биологическими программами выживания, размножения, доминирования. Они есть и у животных (полный набор у стайных млекопитающих). Но у человека они уже не являются инстинктами в чистом виде, их можно в той или иной степени контролировать, и они выражаются через символы.
Первый этаж (в древней терминологии «сфера земли») это программа выживания и размножения организма. Сильно выраженная она станет основой для выживания любой ценой и в любых условиях, ослабленная приведёт к утрате «воли к жизни», «неукоренённость», склонность к суициду.
Второй («вода и воздух») – программы, отвечающие за эмоциональную жизнь, желания, сексуальность, воображение. Здесь происходит настройка на отношения в близким кругом общения (детьми, родителями, супругами, партнёрами, друзьями, близкими знакомыми – несколькими десятками человек. При угнетении данной сферы, будет развиваться «агедония», аутизм и т.п. расстройства. При повышенной активности бездумные поиски удовольствий и впечатлений как цель жизни.
Третий («огонь») содержит программы, связанные с волей, стремлением к доминированию, требованием уважения, выстраиванием иерархий, собственностью, родом и т.д. Воля здесь направлена вовне, собственные желания и страсти не контролируются. Но в целом это очень важная составляющая, связанная с самоуважением, способностью к мобилизации, подвигу.
Но вопрос не только в том, какие этажи-программы активны, а о том, какой является потолком, выше которого программы не активны или активны только эпизодически.
Если потолком станет одна из этих программ мы будем иметь дело с первобытным или варварским обществом, с человеком, который практически не способен к самоконтролю и адекватной самооценке. Программы, которые обеспечивают функционирование сложного социума могут быть соотнесены с «человеческой душой». Эти «социальные» программы тоже связаны с тремя этажами бессознательного. Это базовые идеи, установки, идеалы, смыслы, стереотипы, которые контролируют наше поведение в обществе и обеспечивают взаимопонимание и кооперацию с миллионами людей, которых мы никогда не видели и не увидим. Это происходит за счёт взаимодействия с символическими системами и виртуальными сущностями, такими как Писание, Программа КПСС, Церковь, фирма, нация, государство и т.п.
Четвёртый «этаж» («эфирный») обеспечивает высокий уровень самоконтроля, включая принцип «отложенного удовольствия», возможность мотивированного альтруистического поведения во имя общей цели, обретение смысла более значимого, чем индивидуальная жизнь. Но достигается это через очень жёсткую систему контроля и индоктринации. Символическая реальность (мир виртуальных сущностей, знаков) здесь более «реальна», чем физическая. Неуважение к статуе вождя означает оскорбление вождя, осквернение иконы – оскорбление самого Бога, не признание буквы Писания или сомнение в мифе и обряде – ересь и измену. Поведение человека определяются навязанными правилами, которые воспринимаются как более непреложные, чем законы природы. «Наши» здесь те, кто принимает безусловно принятую символическую систему.
Пятый («астральный») предполагает свободный выбор, сомнение и принцип «разумности» (рациональность). Уровень кооперации (обычно принудительной) здесь приобретает глобальный масштаб Многие традиционные символические системы здесь утрачивают свою абсолютную власть и авторитет, подвергаясь проверке на «полезность» и «научность». Присутствует стремление к объективности. Возникает иллюзия, что бессознательному места здесь уже нет, разумное эго возведено на трон. Но бессознательный элемент здесь по-прежнему рулит. Догмы, рационально обоснованные и прошедшие некоторую опытную проверку, получают ещё больший вес. Виртуальные сущности – такие как корпорации, денежные системы и политические институты в реальности ещё более усиливают своё влияние. Мышление обычно идёт по пути редукционизма – т.е. сведения сложного к простому (у Фрейда всё определяет сексуальность, у Маркса экономические отношения и т.д.). Во имя эффективности всё прочее выводится за скобки.
Своеобразная «этическая слепота» пятого этажа преодолевается на шестом («духовном»). На этом уровне личный и коллективный эгоизм впервые начинает отступать перед глобальными вопросами. Именно этот уровень отвечает за сострадание, неэгоистическую любовь, здесь появляется возможность отслеживать механизмы мышления и принятия решений, возникает понимание обусловленности сознания. Поэтому именно этот уровень является базовым в таких медитациях как метта. Именно он является целю религиозных практик (хотя в последних огромное значение имеет и «четвёртый этаж»). На этом уровне включаются программы выживания вида в целом. Но здесь ещё присутствует дуальное восприятие мира, деление его на чёрное и белое, частности заслоняют целое. Допустим, система питания или убеждения жёстко делят мир на своих и не своих, при всём стремлении общечеловеческому братству.
Следующий (седьмой) «этаж» включает фундаментальные настройки психики, её операционную систему. Восприятие пола, восприятие тела в пространстве, ощущение времени, математические аксиомы и другие безусловные истины, формы в которых мы воспринимаем внешний мир, то что «дано» безусловно – это как раз программы этого уровня. Его актуализация в сознании даёт действительно объективное восприятие (достигаемое например, в таких практиках как випассана), необусловленность социальными программами, действительное понимание своих целей (не навязанных извне и не опосредованных разными «условиями» (вроде: «я буду счастлив когда найду идеального партнёра и заработаю кучу денег»), возможность одновременного применения нескольких стратегий.
Но радикальные изменения наступают только на трёх верхних этажах. В абсолютном большинстве случаев они не актуализированы и потому воспринимаются как мистические. Необусловленная внешними условиям радость, интуиция мгновенно схватывающая истину, целостность картины, свобода от жёстких дуальных программ седьмого этажа, действие в потоке а не жёсткое целеполагание, естественный альтруизм не сопряжённый с моральными усилиями. Человек, чьё сознание взаимодействует с программами этого уровня (планетарными) будет восприниматься как святой. Но ведь ещё какую-то тысячу дет назад как святой воспринимался человек четвёртого уровня, а пятый был окутан мистическим туманом…
Духовные практики, медитация, это как раз способы актуализировать эти области бессознательного и сонастроить с ними сознание. Необходима она и для проработки и устранения проблем на всех остальных этажах. В частности, практика «образной медитации» позволяет «посещать» все эти этажи бессознательного непосредственно, воспринимая их как «миры» и связанные с ними архетипические образы. Расширение сознания, достигаемое в результате медитативных практик это возможность перевести сферу бессознательного в сферу осознаваемого, необходимое для интеграции психики, и возможность включения уже совсем другой программы, её функционирование (то что древние называли просветлением и освобождением).

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Глубокие мысли, спасибо автору.

    Ответить