Как меняется жизнь после опыта просветления (пробуждения)?

Просветление

В этой статье на «бытовых» примерах разобрано, что происходит с жизнью людей, получивших опыт просветления (буддийского пробуждения). А также роль осознанности в этих изменениях. Материал отражает частный взгляд на практику используемый в школе Трёх Путей.

В статье вы не найдете ответа на вопрос: «что такое просветление?», так как описать это концептуально представляется задачей непосильной, но вполне возможно это «познать» на собственном опыте через постижение «не-я», опыта необусловленного, например, на ретрите випассаны 10 дней.

Во времена Будды не существовало томографов, психологии и нейронаук, но буддизм традиции Тхеравада разработал четкую и практичную классификацию этапов просветления, основанную на опыте. Именно ей мы и будем следовать.

Всего ступеней 4:

  1. Сотапанна (Шротаппана) — вступивший в поток;
  2. Сакадагами (Сакридагамин);
  3. Анагами (Анагамин);
  4. Арахант (Архат) — полное просветление.

Каждая ступень состоит из двух состояний «Путь» и «Плод».

  • Путь — это неустойчивое состояние сознания, достижение которого может «откатиться» назад;
  • Плод — это переход в устойчивое состояние просветления на каждой из 4 ступенек, из него «откат» обратно уже невозможен.

Например, участник ретрита випассаны переживает опыт пробуждения (Ниббаны) и становится Сотапанной Путь. После возвращения домой он замечает, как возросший уровень осознанности помогает ему больше времени проводить в состоянии присутствия, в моменте «здесь и сейчас».

Но если его прежняя жизнь была наполнена шумными тусовками и алкоголем, старые привычки могут снова взять верх. И вот он радостный и светлый встречается с друзьями, включаются старые паттерны, он выпивает, заводит какие-то не самые здоровые отношения и т.д. Это повторяется несколько раз. Такое окружение и поведение отдаляют его от состояния осознанности. Он забрасывает медитацию, и его сознание постепенно «сужается», возвращаясь к прежнему состоянию.

Этапы просветления/пробуждения - сотапанна путь и плод

Если «сознание» перешло на стадию Плод, то общее состояние становиться более устойчивым, в том числе к старым привычкам-паттернам. Тогда даже если человек и ввяжется на некоторое время в круговерть старых привычек и перестанет практиковать, он всё равно останется Сотапанной Плод.

В канонических текстах буддизма, суттах (сутрах), описывается 10 главных оков (препятствий), которые являются первопричиной наших страданий и проблем. По мере продвижения по ступенькам просветления отпадает всё больше таких оков.

Все 10 оков:

  1. Вера в постоянное «я»;
  2. Сомнения (в пути, в себе, в людях вокруг, в жизни и т.д.);
  3. Привязанность к ритуалам, обрядам и вера в то, что это может привести к освобождению от страдания (пробуждению);
  4. Привязанность к чувственным желаниям;
  5. Гнев, недоброжелательность, страхи;
  6. Привязанность к существованию в сфере Форм;
  7. Привязанность к существованию в сфере Бесформенного;
  8. Тщеславие, гордыня;
  9. Сонливость, замутнённость или возбуждённость ума;
  10. Неведение.

И нам также пригодится значение понятия «осознанность», так как оно является краеугольным фактором, меняющимся от ступени к ступени просветления.

Осознанность — это памятование о наблюдении за тем, как движется внимание ума от объекта к объекту.

Памятование подразумевает постоянное напоминание себе о важности наблюдения за тем, чем занято внимание в данный момент. Чем «быстрее» осознанность, тем чаще получается успевать среагировать до автоматических реакций, то есть осознанно.

Сотопанна ступень просветления (пробуждения)

Сотапанна (Шротаппана)

С переходом сознания на уровень Сотапанна Плод отпадают первые 3 оковы:

  1. Вера в постоянное «я»;
  2. Сомнения (в пути, в себе, в людях вокруг, в жизни и т.д.);
  3. Привязанности к ритуалам, обрядам и вера в то, что это может привести к освобождению от страдания (просветлению).

Что меняется в жизни.

С утратой веры в постоянное «я», «это моё», «я такой-то или такой-то» жизнь становится значительно легче, отношения с людьми становятся значительно легче, появляется чувство единства с миром. Граница «я» и «не-я» утончается. Жизнь становиться более осознаваемой к моментам здесь и сейчас. Сотопанне намного проще останавливать внутренний диалог и замечать, как ум пытается увести внимание в прошлое, будущее, в мысли или залипнуть на чём-либо.

Жизненные бури превращаются в бури в стакане воды и очень быстро проходят, успокоение приходит намного быстрее, чем обычно. Общее состояние счастья и стабильность состояния становятся доминирующими. Заметно ослабевает контроль.

Без оковы №2 «Сомнение» из жизни уходят многие ограничивающие установки и становятся доступны высшие состояния сознания, не остаётся сомнений в том, что духовный путь не отделим от материального. Сопротивление ума к практике снижается. Получается с лёгкостью находить время для медитации.

Сотапанне становится предельно ясным, что ритуалы, обряды и танцы с бубном не ведут к просветлению (за исключением ритуалов, которые сами по себе являются медитацией: молитвы, мантры, сакральные танцы и др.).

Рассмотрим детальнее, что происходит с Сотапанной на бытовых примерах:

  • Состояние счастья и радости. Становится доминирующим состоянием, но ещё очень нестабильным.
  • Апатия/депрессии. Глобальные постепенно сходят на нет, локальные очень быстро проходят, как наваждения.
  • Состояние здоровья. Вместе с улучшением психического здоровья начинает улучшаться и физическое. Появляется стойкое желание и возможность ухаживать за собой. Начать, например, бегать, освоить йогу, изменить рацион питания и т.д. Ум просто перестаёт оказывать сопротивление, и все здоровые начинания с лёгкостью претворяются в жизнь.
  • Отношения с людьми. Легче и свободнее. Сотаппану всё меньше трогает состояние собеседников и как они себя ведут. Становится проще уступать и жить из парадигмы «быть счастливым, а не правым«. Если до этого было сложно общаться с людьми, это коренным образом меняется. Желания общаться больше не появится, но общение и контакты будут даваться намного легче. Интроверты, конечно, не станут экстравертами, но станет намного проще находиться в «обществе». На этом этапе начинает сокращаться круг друзей, так как просто становится не интересно встречаться в старых форматах и делать и обсуждать то, что раньше было актуальным.
  • Гнев, страхи, обиды. Например, кто-то подрезал на дороге, нагрубил или поступил не так, как от него ожидалось. Если это раньше зацепляло, то сейчас по старой привычке всё ещё есть вероятность «завестись», но эмоции быстро сходят на нет. Старые обиды, в том числе неосознаваемые, начинают «отключаться пачками».
    Страх является одной из самых деструктивных эмоций, антиподом любви, и по сути, только он нас удерживает от глобальных перемен в наших жизнях. На этой стадии просветления у нас появляется возможность «работать» со своими страхами, разотождествляться с ними и «переступать» через них.
  • Отношения в семье. Отношения становятся осознанными. Появляется желание больше времени проводить вместе. Появляется много совместных занятий. Партнеры принимают друг друга такими, какие они есть. Становится легче прощать. Если партнёр не просветлён то, когда на «другой стороне» будет бушевать буря, другой просто не будет в этом участвовать, не будет подливать масла в огонь. Его не будет одолевать внутреннее давление к восстановлению справедливости и «огонь войны» будет быстро угасать. Если буря сильная, то возможно ввязывание в неё «по старой памяти» но это быстро осознается и приходит успокоение. Если оба просветлены, то шансов, что возникнет буря, практически нет. Но это во многом зависит от «багажа отношений» до этого момента, а также темперамента пары. Со временем старые паттерны стираются и отношения становятся гармоничными уже на этой ступеньке.
  • Секс и интимные отношения. Отношения становятся тантрическими, получается как никогда чувствовать партнёра. У мужчин ослабевает стремление к оргазму, а сам «процесс» начинает преобладать над «природным пряником».
  • Внутренний диалог/присутствие в здесь и сейчас. Каждый переход по ступенькам просветления ознаменует собой качественный сдвиг в уровне осознанности, которая, в свою очередь, является своего рода естественным контролёром перемещений нашего внимания. На этой ступеньке, осознанность позволяет видеть всё больше отвлечений, в том числе на внутренний диалог, и разворачивать внимание от них к моменту здесь и сейчас. Появляется, пока ещё редко, естественная тишина в голове — внутреннее безмолвие без применения какой-то практики или инструмента.
  • Эффективность/энергия. На этой стадии просветления начинает трансформироваться образ жизни, а вслед за ним и за улучшением здоровья в целом, меняется и уровень энергии. А развитая осознанность позволяет перекрывать всё больше мест утечек энергии (мысли, переключения внимания, конфликты-обиды и т.д.).

    Эффективность — это энергия + фокус

    С энергией разобрались. Тренировка ума в медитации ведёт к уменьшению блуждания внимания и позволяет усилить наш фокус на том, чем мы занимаемся в данный момент. В совокупности получаем лучшую чем когда-либо эффективность.
  • Вредные привычки: алкоголь, сигареты, кофе и т.д. Зависимости значительно ослабевают. Если до просветления образ жизни в части отдыха был связан с употреблением, например, алкоголя или курения, то сразу эти привычки не уйдут, потребуется время на перестроение жизни, круга общения, формата отдыха и т.д. Однако если употребление алкоголя, курение были эпизодическим явлением, то эти привычки уйдут очень быстро уже на этой ступеньке. С кофе сложнее, так как в социальном плане многие не считают кофе вредной привычкой. Но с развитием общей чувствительности становится все очевиднее насколько деструктивно влияет на тело, энергию и сон кофеин. И насколько на самом деле сильна эта зависимость.
  • Зависимость от изысканной еды, кино, музыки, походов в рестораны, бокала вина, потребность в мероприятиях развлекательного характера. Повышение общего уровня осознанности ведёт и к обострению восприятия. Это увеличивает и глубину ощущений и палитру переживаний от развлечений разного рода. Вот только сами развлечения со временем начнут ощущаться как грубые. На стадии Сотапанна Плод мы становимся большими привередами ко всему подобному.
  • Креативность и творчество. Появляется желание заниматься творчеством, даже если ничем подобным раньше вы не занимались. И всё очень хорошо и сразу начинает ладится и получаться. Лампочки в голове (идеи) во всех сферах жизни загораются чаще чем когда-либо до этого.
  • Рацион питания. Начинает самопроизвольно меняться в сторону здорового питания. Появляется желание читать состав на этикетках продуктов и заботиться о себе. Появляется «чувствительность» к тому, что говорит организм.
  • Реакция на возможные события в жизни. Выйдя из дома выясняется что кто-то въехал в машину, помял её и скрылся с места преступления. Возникает досада и расстройство, которые очень быстро проходят. Негативных мыслей в отношения обидчика скорее всего даже не возникнет.
    Соседи затопили квартиру: как в пункте выше.
    Кто-то умер из близких: лёгкое отношение, без слёз и истерик, внутренне уже пришло понимание и принятие смерти как части жизни.

Всё описанное выше актуально прежде всего для Сотапанны Плод, Сотапанна Путь всё это хорошо понимает и чувствует, но его состояние ещё очень нестабильное, нет глубокой связи с полученным опытом, сильны старые паттерны и привычки на нейронном уровне (мозг ещё не успел достаточно перестроиться). Это очень похоже на лифт, то всё замечательно и осознанно, то снова одевается шкурка старого «я». Без практики и изменения образа жизни вероятен откат Сотапанны Путь в обычное, не просветлённое состояние сознания.

Важно учесть, что описанные признаки изменений в жизни могут различаться в зависимости от образа жизни и психотипа человека. У одних глубокие изменения в «такой-то» компоненте произойдут сразу, у других спустя какое-то время. У одних «такая-то» вредная привычка отпадёт уже на ступеньке Сотапанна, у других только на ступеньке Сакадагами, например, курение.

Сакадагами ступень просветления пробуждения

Сакадагами (Сакридагамин)

К отпавшим первым 3 оковам:

  1. Вера в постоянное «я»;
  2. Сомнения (в пути, в себе, в людях вокруг и т.д.);
  3. Привязанности к ритуалам, обрядам и вера в то, что это может привести к освобождению от страдания (пробуждению).

добавляется ослабление 4 и 5 оков:

  1. Привязанность к чувственным желаниям;
  2. Гнев, недоброжелательность, страхи.

Сакадагами Плод — это очень устойчивое и стабильное во всех смыслах состояние. Депрессий у Сакадагами почти не бывает. Бури жизни превращаются в «пузырики» в стакане воды и проходят очень быстро. Осознанность развита настолько, что Сакадагами видит большую часть внутренних психических процессов ещё на заре их становления, и по большей части дело не доходит даже до «пузыриков» в стакане воды и других автоматических реакций.

Стремление соблюдать 5 основных буддийских заповедей (общих для многих религий) становится естественным продолжением сознания Сакадагами, а нарушение вызывает, можно сказать, «муки совести», вплоть до развития физиологических болезней.

Пять предписаний:

  1. Не лишать жизни живое существо;
  2. Не брать того, что не было дано;
  3. Не совершать прелюбодейства (имеется ввиду такого действия сексуального характера, которое может причинить боль любой третьей стороне);
  4. Не лгать и не злословить;
  5. Не принимать затуманивающих сознание веществ.

Однако это всё ещё тот же человек, просто ещё более осознанный, с ещё более глубокой связью с опытом «не-я». Если у человека, например, был яркий и эмоциональный психотип, то он станет просто спокойнее, но все признаки и манеры сохранятся.

Если человек был интровертом, он также будет тяготеть к покою и уединению, но теперь вполне спокойно сможет «выступать» на сцене, если это понадобится.

И, наша шкала проявлений состояния просветления в жизни:

  • Уровень счастья и радости. Стабильно счастливое состояние, но корректнее его назвать тонкая радость.
  • Апатия/депрессии. Со временем полностью сходят на нет. У такого человека отпадают муки на поиски злободневны вопросов вроде: Кто я? Зачем я здесь? Есть ли выбор? и т.д.
  • Состояние здоровья. Сверхздоровое состояние сознания, вслед за которым очень быстро улучшается и здоровье физическое.
  • Отношения с людьми. Почти полная независимость от мнений и суждений других людей. Понятие «прав» просто утрачивает всякий смысл. Мы перестаём реагировать, обижаться и т.д., просто делаем свои дела. Круг друзей претерпевает радикальные изменения. Лёгкость и доброжелательность Сакадагами чувствуют даже животные.
  • Гнев, страхи, обиды. Все подобные эмоции уменьшаются до еле различимых. Лучший пример: превращаются в «пузырики» в стакане воды.
  • Отношения в семье. Идеальны и гармоничны, с полной поддержкой любых начинаний друг друга.
  • Секс и интимные отношения. «Потребность» в сексе начинает угасать. Сам секс начинает казаться очень грубым и животным (инстиктивным) явлением. Более актуальными становятся массажи, ухаживания друг за другом во всех возможных проявлениях.
  • Внутренний диалог/присутствие в здесь и сейчас. Почти без усилий получается пребывать в «здесь и сейчас» в присутствии. Но когда появляются «сильные» отвлечения, то без усилий не обойтись. Например, пребывание на шумной и активной работе. Голос в голове всё чаще играет роль записной книжки. Например, пришла идея, голос её проговорил-додумал (записал). Или появилось ощущение интуиции или идея из недр ума, голос её озвучил. Блуждания ума, провалы в прошлое/будущее и мысли также происходят, но развитая осознанность с лёгкостью отслеживает такие «начинания» ума и возвращает внимание обратно к реальности.
  • Эффективность/энергия. Бьют ключом.
  • Вредные привычки: алкоголь, сигареты, кофе и т.д. Уходят в прошлое. В состоянии Сакадагами Плод зависимостей как таковых уже не остаётся, но всё ещё могут периодически возникать сильные резонансы от старых привычек. Сакадагами может поступить «как раньше», но прежней радости и наслаждения он от этого не испытает, только муки. Сам процесс наслаждения от какой-либо привычки становится грубым, отягощающим.
  • Зависимость от изысканной еды, кино, музыки, походов в рестораны, бокала вина, потребность в мероприятиях развлекательного характера. Как и в пункте выше. Зачем нам нужны кино, музыка, изысканная еда и т.д.? Потому, что это наслаждает и заполняет пустоту внутри. Но, представьте, что в данный момент времени вы уже испытываете состояние, которое тоньше и приятнее, чем состояние после бокала вина, просмотра фильма или прослушивания музыки? В этом случае потребность отпадает сама собой.
  • Креативность и творчество. Идеи сыплются как из рога изобилия и «мешают» медитировать.
  • Рацион питания. Всё становится односложным и раздельным. Мясо вполне может остаться, это зависит от конституции и широты проживания.
  • Реакция на возможные события в жизни. Выйдя из дома, замечаем, что кто-то въехал в нашу машину, помял её и скрылся. Хм… «пошла внутренняя волна». Мысль: зачем-то это произошло… Поделаю-ка я метту (доброжелательность) «тому» водителю, он, наверное, сам очень испугался.
    Соседи затопили квартиру: аналогично пункту выше.
    Кто-то умер из близких: спокойствие, свечение меттой (доброжелательностью) — страдающим родственникам и близким.

Жизнь Сакадагами всё больше становится похожа на древнекитайское У-Вэй, состояние «не-делания», состояние вне выбора. Начинает явно ощущаться поток жизни, на который нужно просто откликаться. «Знаки» на пути перестают быть знаками, сама жизнь превращается в череду знаков и спонтанных событий. Любые волевые решения, сложные выборы и планирование «по старой привычке» приводят к весьма печальным последствиям, вплоть до психических расстройств.

И, если Сотапанна — это рассвет социальной жизни и социальности в личности, то Сакадагами начинает ценить и испытывать потребность и уединении и покое.

Анагами (Анагамин)

Представьте, что нет потребности смотреть кино или ходить куда-то, встречаться с кем-то, чтобы себя хорошо почувствовать, не нужно ездить в отпуск для отдыха, ходить на мероприятия развлекательного характера! Даже практиковать медитацию потребности уже совсем нет, духовная жажда сходит на нет. Ничто не заводит эмоции и практически нет горестей. Почти все бури и «эмоции» жизни переживаются «внутри» как «зерна интуиции», лишь слегка окрашенные возможностью такой-то реакции.

Состояние глубокой равностности внутри, состояние глубин океана, не зависимое от штормов на поверхности, это состояние Анагами.

Это состояние у многих вызывает просто шок! Многих людей это пугает, они говорят, как же так, я вот люблю то-то и то-то, это же здорово, как же без этого? Как же без радостей?

На самом деле, состояние Анагами — это очень тонкое положительное состояние, состояние настоящей свободы от событий, людей, обстоятельств и собственного ума, очень доброе состояние. И Сотапанне, и Сакадагами оно знакомо, и даже без опыта просветления можно познать его, в верхних медитативных джханах осознавания или как 3 и 4-ю брахмавихары: «сорадование» и «равностность\невозмутимость». Просто у Анагами эти состояния становится доминирующим над всеми остальными.

Однако Анагами — это всё ещё «человек», и «тень личности» в нём вполне себе часто проявляется. Анагами Путь может «кататься» на лифте осознанности и иногда впадать в «нано» или даже «микро» помрачённости, и поступать, как он поступал ещё до просветления.

У Анагами Плод, судя по всему, это уходит полностью, «бытовые» метрики пробуждённых этой ступени мне не известны.

Итак, все 5 оков отпали:

  1. Вера в постоянное «я»;
  2. Сомнения (в пути, в себе, в людях вокруг и т.д.);
  3. Привязанность к ритуалам, обрядам и вера в то, что это может привести к освобождению от страдания (просветлению);
  4. Привязанность к чувственным желаниям (это основная характеристика);
  5. Гнев, недоброжелательность, страхи.

Шкала проявлений в жизни:

  • Состояние счастья и радости.
    • Состояние равностности\невозмутимости.
  • Апатия\депрессии.
    • Не бывает.
  • Состояние здоровья.
    • Отличное.
  • Отношения с людьми.
    • Как в притче: «Пустая лодка» — ровные и гармоничные.
  • Гнев, страхи, обиды.
    • Как зерна активности не развивающимися в конкретные действия или реакции.
  • Отношения в семье.
    • Идеальны и гармоничны.
  • Секс и интимные отношения.
    • Их не, но если Анагами в паре и у партнёра возникнет потребность, то он «может» но без особого энтузиазма.
  • Внутренний диалог\присутствие в здесь и сейчас.
    • Большую часть времени пребывает в «здесь и сейчас» в присутствии. Голос в голове — как записная книжка (диктофон), но всё ещё бывают уходы внимания в прошлое\будущее и мысли.
  • Эффективность\энергия.
    • Бьют ключом.
  • Вредные привычки: алкоголь, сигареты и т.д.
    • Уходят совсем.
  • Зависимость от изысканной еды, кино, музыки, походов в рестораны, бокала вина, потребность в мероприятиях развлекательного характера.
    • Свобода от подобных гормональных возбудителей.
  • Креативность и творчество.
    • Минимальная потребность в самовыражении.
  • Рацион питания.
    • Всё становится односложным и раздельным. Мясо может и остаться, это зависит от конституции и широты проживания.
  • Реакция на возможные события в жизни — равностность\невозмутимость

Анагами становится ещё ближе к состоянию «У-Вэй», «не-деланию», пребыванию вне выбора, вне двойственности.

Арахант (Архат)

Гипотетически…

Все 10 оков отпали. У Араханта Путь, лифт состояния осознанности в Анагами Плод (возможно, и ниже) и обратно, у познавшего Плод — полное просветление, состояние «У-Вэй». С точки зрения буддизма, Араханты полностью утрачивают «страстное желание» и уже более не перерождаются. С точки зрения нейрофизиологии, у Арахантов объединение частей и уровней ума настолько совершенно, что полностью уходят любые внутренние конфликты — ум становится стрелой.

Статья не претендует на истину конечной инстанции, так как всё описанное очень индивидуально.

В этой, а также в других статьях я использую формулировки «развитая осознанность», «с развитием осознанности» и подобные, но здесь есть нюансы. Осознанность может быть представлена как физиологический аспект, который тренируется в медитации и осознанность как изначальное проявление. В последнем случае осознанность не развивается в привычном смысле этого слова, она просто есть и одинакова всегда, «развитие» — это просто фигура речи.

Изменение уровня осознанности связано не с её развитием, а с переходом нашего «ежедневного» сознания во всё более тонкие состояния, в которых эта «неизменяемая» осознанность проявляется всё более явно. Другими словами, чем больше мы «в присутствии», тем «острее» осознанность.

Возможность получения опыта пробуждения, опыта Ниббаны (Нирваны) появляется, когда осознанность проявлена в её максимальной величине, когда ум, его фильтры и контроль полностью выключены. Это предшествующее опыту пробуждения состояние в буддизме называют ниродха (прекращение восприятия и чувствования).

Буддийский путь это очень прагматичный для жизни путь. И цель его вполне практична — устранение страданий из жизни, через практику медитации и постижение опытов пробуждения.

Светлой практики медитации, друзья! 

📜  Автор: Максим Сати

Другие статьи по теме: «Как меняется жизнь после опыта просветления (пробуждения)?».

Наш ближайший ретрит Випассана:

Курсы по медитации
Ретриты медитации
Центр Випассаны