Просветление: пробуждение сознания.

Просветление

Просветление – это очень популярное слово, которое каждый понимает по-своему. Но все сходятся в том, что именно просветление человека и есть конечная цель любой серьёзной духовной традиции.

Слово это вошло в широкий обиход в 19 веке с лёгкой руки востоковеда Макса Мюллера. Так он перевёл буддийский термин «бодхи». Более точным переводом его является слово «пробуждение». Будда – это соответственно «Пробуждённый».

Обычное состояние человеческого сознания здесь сравнивается со сном. Иногда спящий видит сновидения, тогда он «жив», иногда не видит, тогда он «мёртв», а пробуждение сознания – это третье состояние, переход в новое качество, иное восприятие реальности.

Чтобы понять суть просветления, посмотрим, чем характеризуется сознание обычное, непросветлённое:

Прежде всего, состояние неудовлетворённости. Приятные, неприятные, нейтральные состояния сменяются как в калейдоскопе и неприятных в целом больше. Мы не можем постоянно пребывать в состоянии счастья.

Соответственно, мы постоянно испытываем желания, это следствие неудовлетворённости, стремление получить удовлетворение.

Всё происходящее мы оцениваем в соответствии с тем насколько оно соответствует или не соответствует нашим желаниям. Всё или приятно, или неприятно, или безразлично, вызывает соответствующие эмоции и волевые импульсы.

Это свойства самого сознания, само-сознания, основанного на субъектно-объектной оппозиции. Потому что есть я и есть всё остальное, оно не-я. И «я» присваивает себе всё происходящее, которое не просто происходит, а происходит относительно меня. Это не просто мысль, а это «моя мысль», «моё желание». Это «я» злюсь, хочу, делаю, страдаю…

Такое сознание имеет множество уровней и программ. Мы можем жить чисто биологическими программами – выживания, размножения, доминирования – с порождаемыми ими символическим двойниками (когда, например, деньги, символизируют еду, власть или секс). Можем пользоваться также социальными программами – для кооперации, самореализации, стремления к идеалам. Можем даже выходить на «ноосферный» уровень с глобальным видением. Но упомянутые характеристики сознания останутся прежними.

Суть просветление сознания это переход на другое «программное обеспечение»…

Возможно ли это вообще? Есть ли жизнь после пробуждения сознания? На протяжении тысячелетий появлялись люди (очень немногочисленные), пережившие опыт просветления, у которых сознание начинало функционировать принципиально иначе. Это было новое и поразительное состояние. Может быть это было похоже на первые случаи появления концептуального мышления у единичных древних homo…

Кто-то из них начинал почитаться как бог или святой, кто-то признавался сумасшедшим или становился мучеником. Большинство имевших опыт просветления предпочитало помалкивать. А кто-то был готов попробовать привести в эту реальность немногочисленных учеников. Такая деятельность обычно была окутана тайной. Позднее она не раз разглашалась, создавались новые религии и т.п… но тайна оставалась тайной.

Путь, ведущий к духовному просветлению, всегда узок…Слишком глубокой внутренней работы он требует, и слишком далеко уводит от велений  и вожделений социума…

Но тем не менее случаи просветления сознания повторялись и были наработаны серьёзные техники, которые могут заметно повысить их вероятность. Набор таких методов есть во всех мировых и прочих «осевых» религиях. В связи с буддизмом просветление/пробуждение упоминается чаще всего, поскольку именно буддизм поставил его во главу угла и открыто провозгласило главной целью.

Но даже в буддизме это слово используется в разных значениях – например в споре о мгновенном и постепенном просветлении. Фактически речь идёт о разных уровнях просветления ума. Так, несомненно, отличаются просто бодхи и «аннутара самьяк самбодхи» – полное окончательное освобождение – состояние архата. В японском дзэн-буддизме, бодхи переводится двумя сломами: кэнсё и сатори, оттенки у них тоже разные : кэнсё это кратковременный опыт, проблеск реальности, а сатори уже фундаментальный сдвиг, особенно когда речь идёт о великом сатори. В классических буддийских текстах из Индии говорится об уровнях просветления: «вступившего в поток» (сротапанна), «возвращающегося однократно» (сакридагамин), «невозвращающегося» (анагамин) и архата, а ещё выше – состоянии Будды.

Это связано с тем, что: сначала, в ходе практики, иной режим (кэнсё), включается на короткое время. Изредка это происходит и спонтанно с самыми обычными людьми и такой опыт незабываем. Но для последовательно практикующего буддиста это первая ступень, первый уровень просветления сознания.

Сатори это сдвиг, после которого мир уже не становится прежним, сознание радикально меняется, переходит в другой режим. Собственно, это и есть пробуждение-бодхи в самом прямом смысле слова. Это достижение стадии анагамина в буддизме или «реализация» (и т.п.) в терминологии других традиций.

Но и это только ступень – к освобождению/пробуждению полному и окончательному.

Как изменяется восприятие в момент кэнсё?

Вот как описал такой опыт просветления в своём романе Марсель Пруст:

«Я поднес к губам ложку с чаем, в котором смочил кусочек пирожного. Как только теплая жидкость с крошками пирожного коснулась моего неба, по всему телу пробежала дрожь, и я остановился, поглощенный происходившими во мне необыкновенными переменами. Чрезвычайное удовольствие затопило мои ощущения, но это удовольствие было индивидуальным, отдельным, без всяких признаков своего происхождения. И в одно мгновение мне стали безразличны все превратности судьбы — ее безвредные несчастья, ее иллюзорная недолговечность. Это новое ощущение оказало на меня такое же действие, какое оказывает любовь; оно наполнило меня драгоценным эликсиром, вернее этот эликсир был не во мне — я сам был им. Теперь я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным существом».

В этом состоянии счастье даётся совершенно задаром, нет необходимости желать. Внешний мир перестаёт быть чем-то внешним он становится «моим миром». Дуальности резко слабеют, границы между я и не-я, субъектом и объектом, пустотой и формой, жизнью и смертью вдруг оказываются проницаемыми.

Поэт-визионер Даниил Андреев описал это так:

«Когда луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни. Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мною, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было первым необычайным.

Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось все, что было на земле, и все, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и все, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством. Эти древние леса и прозрачные реки, люди, спящие у костров, и другие люди – народы близких и дальних стран, утренние города и шумные улицы, храмы со священными изображениями, моря, неустанно покачивающиеся, и степи с колышущейся травой – действительно все было во мне тою ночью, и я был во всем. Я лежал с закрытыми глазами. И прекрасные, совсем не такие, какие мы видим всегда, белые звезды, большие и цветущие, тоже плыли со всей мировой рекой, как белые водяные лилии. Хотя солнца не виделось, было так, словно и оно тоже текло где-то вблизи от моего кругозора. Но не его сиянием, а светом иным, никогда мною не виданным, пронизано было все это, – все, плывшее сквозь меня и в то же время баюкавшее меня, как дитя в колыбели, со всеутоляющей любовью. Пытаясь выразить словами переживания, подобные этому, видишь отчетливее, чем когда бы то ни было, нищету языка.»

Даже такой короткий опыт Иного порой оказывается достаточным, чтобы жизнь человека круто поменялась. Но если опыт был случаен, он может пройти и почти без следа.

Грань между постепенным и мгновенным просветлением ума условна. Само кэнсё, сатори приходит внезапно и сразу. Но подготовка сознания к такому изменению идёт долго и постепенно, путём упорной практики. Какие-то изменения, признаки пробуждённого сознания, при этом «накапливаются» – человек становится всё спокойнее, все меньше подвержен аффективным желаниям, всё чаще находится в состоянии присутствия. Это и есть предварительные «уровни просветления» человека. Но нередко после первого проблеска следует кризис – «тёмная ночь души», кажется, что ничего не изменилось а даже, по контрасту, стало ещё хуже. Ещё более тяжёлый кризис может предшествовать самому просветлению, когда ищущий с презрением отбрасывает все свои «достижения» и жаждет только одного – пробуждения.

Что происходит потом, после просветления? А ничего особенного: ищущий вдруг становится достигшим и с удивлением понимает, что был здесь всегда. Новая реальность – это просто Реальность. Он стал другим, но остался прежним, просто теперь добавилось ещё одно «измерение». Окружающие часто даже не замечают, что что-то произошло. Но прежнее эго теперь это просто оболочка, привычный скафандр.

«Просветление – это не то, чего можно пожелать. Это состояние, в котором вы оказываетесь, когда все ваши желания прекращаются.»

Будда сказал:

Какой прок от колодца,

Когда кругом вода?

Когда отсечён корень желания,

Чего ещё искать?

(UdVII. 9 )

Если вы знаете, что вам чего-то не хватает, вы продолжаете это искать. Если же у вас есть всё, что вы только могли пожелать, вы прекращаете свой поиск. Достигнув совершенного мира, совершенной гармонии, вы удовлетворённо позволяете всем остальным жить в мире и гармонии.»(Бханте Хенепола о сути просветления)

📜  Автор: Максим Александров 

Оцените статью
Школа Трех Путей
Добавить комментарий